Микрорайон Комсомольска с иностранным названием был признан аварийным в 2020 году после того, как люди обратились за помощью к главе региона. Однако часть жильцов по-прежнему ожидают переезда.
В этом доме – ни одной пустующей квартиры. В каждой – обустройство.
« — Это наша кошка, которой 20 лет.
— Первая заходила?
– Первая, конечно, заходила!».
В свои новые 4 комнаты Раиса переехала без малого месяц назад.
« — Расставим, будем кухню вешать. Шторки повесим! Вы посмотрите, какой у нас вид из окна! Я довольна!».
Звуки ремонта – со всех сторон. Соседи – Петровы. Переехали в апреле, уют – как будто жили здесь всегда. Теперь вместо трёх комнат – 4 при той же площади. Идеи и планы – наперёд.
« — Ещё коридор, ещё две комнаты, и у меня по плану ещё тамбур. Чтоб здоровье было, да будем жить-поживать, добра наживать».
В новый дом переселены 56 семей, ещё 34 – в соседний, построенный ранее. Обустроить ещё нужно многое – дома стоят практически в лесу, даже уличного света пока нет.
« — Мы надеемся, конечно, что будет у нас здесь и освещение, и дорога, и мы надеемся, что «берлинцев» наших тоже переселят, которые там остались».
«Берлинцами» здесь называют жителей микрорайона, который вырос на окраине города в пору строительства ТЭЦ. Квартал модульных домов с броским названием Берлин был подарком ГДР Советскому Союзу в конце 1980-х. Тогда жильцы полутора десятков строений даже не подозревали, какая опасность просочится сквозь стены с годами: признанный позже вредным и запрещённый асбест. Проступает даже сквозь обои, мелкой пылью оседая на поверхности.
« — У нас даже врач приходила, педиатр. Она говорит: у каждого второго ребёнка – астма».
На просьбы о помощи чиновники долго закрывали глаза. Жильцы обратились к главе региона в 2020 году, и тогда «берлинские» дома, наконец, признали аварийными и подлежащими расселению.
« — Вот здесь одна квартира, вон там одна квартира, и там одна квартира. То есть, полностью стояк пустой».
Теперь 12-квартирный дом Ольга делит ещё с двумя семьями. Пустое жилье без присмотра – повсюду.
« — Вот потолок, да? Который, наверное, скоро рухнет».
Крыша течёт до самого подвала, проводка искрит. То же – в квартирах. И в куртке тут совсем не жарко.
« — Ещё зима не началась, у меня уже проблемы. Вода куда-то делась, стояк не работает, всё непонятно».
Ольга Комисарова, жительница микрорайона Берлин: «Вот сейчас что-то спрашиваешь, в администрацию звонишь – они опять же никакую конкретику не дают».
Как объясняют в администрации, расселение происходит поэтапно.
Татьяна Степченкова, и.о. начальника отдела учета и распределения жилищного фонда управления ЖКХ администрации г. Комсомольска-на-Амуре: «В соответствии с дорожной картой, утвержденной губернатором Хабаровского края, всего 184 жилых помещения необходимо расселить. На сегодняшний день расселено 90, то есть, остаётся на расселение 94 жилых помещения».
Подспорьем может стать дом, недостроенный в 1990-х. Сюда уже подвели сети, утеплили швы.
Надежда Зотова, начальник участка: «Гидроизоляции фундамента не было, уже обратную засыпку делали мы. Двухкомнатные, трёхкомнатные и четырёхкомнатные. На первом этаже – одна однокомнатная».
Это 27 квартир в обозримом будущем. В микрорайоне на очереди, тем временем, есть ещё дома, пригодные для достройки.