X

Новый импульс: В Комсомольске-на-Амуре готовятся наладить массовый выпуск истребителей Су-57

Зарубежные санкции не только не стали препятствием, но и стали стимулом для развития авиакосмической отрасли. На заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре приступили к целому комплексу высокотехнологичных проектов, которые помогут наладить массовый серийный выпуск истребителей 5-го поколения Су-57.

Су-57. Новейший и самый секретный истребитель России. Самолет только начинает поступать в войска, но уже прошел испытания в реальной боевой обстановке — в небе над Сирией и в ходе спецоперации на Украине.

Амбициозный отечественный проект под воздействием зарубежных санкций получил новый импульс: развернуты стройки, в том числе один из самых больших в России холодильников для самолетов.

Юрий Тырговец, главный инженер Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина:

«Это один из проектов, который мы начали реализовывать в том году. Здание холодильного центра для обеспечения технологических процессов под нанесение покрытий».

Сами покрытия, их свойства и способы нанесения представляют гостайну. С лета этого года комплекс уже работает. На заводе в Комсомольске-на-Амуре заложено несколько новых проектов под серийный выпуск передовых машин.

Юрий Тырговец, главный инженер Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина:

«Мы подошли к серийному производству Су-57 в комплексе. Уже сейчас приступили к проектированию по 6 проектам. Данные проекты будут охватывать полностью все циклы производства: термическое, гальваническое — продолжение производства. Также будет охвачена летно-испытательная станция».

Оборудование, материалы, поставщики — только отечественные.

«Наверно, это один из самых больших — если не самый большой — цех в России, но на Дальнем Востоке точно».

Разработки российских инженеров уже помогли на треть снизить энергопотребление гальванического цеха, а используемая вода проходит многоступенчатую очистку, дистилляцию и используется повторно.

Юлия Коротеева, и.о. начальника производства специальных технологических процессов Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина:

«В ближайшей перспективе у нас централизация гальванического производства — строительство ещё одного гальванического корпуса, где будет выполнятся нанесение покрытий на чёрные и цветные металлы — это никель, медь, хром. Это дальнейшее развитие завода и производства в целом!»

Немаловажно и улучшить условия труда для сотрудников, поэтому самые вредные процессы вот в таких изолированных камерах доверены роботам. И даже тяжести в этом цехе поднимать больше не нужно: до 3 тысяч килограммов одним нажатием пальца на пульте поднимет новый подъемный кран.

Технологии на грани фантастики — уже сегодня неотъемлемая часть строительства крылатых машин. Выпускник местного ВУЗа Роман Залата помогает с использованием дополненной реальности проецировать окраску на самолет.

Роман Залата, инженер-программист 3 категории Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина:

«Сейчас работаем над решением для проецирования покраски, на изделие Су-57. В конце учебы была производственная практика, и вот как раз эта тема здесь только зарождалась. Меня пригласили. Честно, даже не думал, что здесь такие технологии вообще есть!»

Полная цифровая трансформация: дополненная реальность, нейросети, вместо бумажных чертежей — электронные модели. Все это помогает эффективно выстраивать производство под крупные заказы.

Денис Сорокин, начальник отдела информационных технологий Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина:

«Ну и если немножко приоткрывать, то следующее для нас направление будет это применение цифровых двойников производств. Как основное направление, чтобы давать возможность руководству предприятия принимать решения быстро и правильно».

А так собирают самолеты Су-35С. Спроектированный инженерами завода конвейер работает без остановки. Сегодня это основной истребитель российских ВКС, и один из самых востребованных самолетов в мире.

Это предпоследнее рабочее место по сборке самолетов Су-35. Здесь на машину установят двигатель, и уже через каких-то 9 дней самолет будет готов к испытаниям. Мощность же такой поточной линии позволяет вот через эти ворота выпускать на летное поле больше 30 самолетов в год.

Денис Гарифуллин, начальник цеха окончательной сборки:

«Мы реализовали этот грандиозный проект, он опробован, воплощен в жизнь, и в данный момент на заводе в нашем цехе реализуется программа по созданию аналогичной поточной линии под создание уже новых боевых машин 5-го поколения».

В ближайшие годы здесь выпустят несколько десятков таких машин: на авиазаводе размещен крупный заказ Минобороны, и сомнений в его выполнении в срок нет.

Николай Постриган, и.о. директора по МТО производства и поставкам:

«Ситуация с санкциями сыграла свою роль. По сути дела, производственная загрузка завода в итоге даже выросла, потому что по гражданской технике мы осваиваем новую продукцию — Сухой Суперджет Нью. Очень много работы».

Параллельно делают комплектующие для МС-21 и не только. Кооперация и равномерная загрузка предприятий отрасли — все, как в самолете — сбалансировано. Чтобы в разных уголках страны точно в срок крылатые машины поднимались в небо, создавая оборонный щит России, комфорт и удобство путешествующих пассажиров.