Упростить и ускорить строительство самолётов молодые разработчики завода имени Гагарина в Городе юности смогли при содействии студентов местного университета. За последние 12 лет реальное внедрение на предприятии получили порядка 120 проектных исследований — они помогают ежегодно экономить миллионы рублей, время и людские ресурсы.
Предназначенный под реконструкцию, пока ещё пустой цех сейчас напоминает съёмочную площадку фантастического фильма. Как режиссёр, заправляет здесь ведущий программист Валерий Тимохин. А мы, возможно, наблюдаем самое начало новой технологической эпохи для всей российской промышленности.
« — Технология новая, сейчас на неё большие ожидания идут, поэтому пока горизонта не видно, чего можно ещё ожидать от этой технологии».
Это — о дополненной реальности. Вот так выглядит его рабочее место через VR-очки. Команда IT-специалистов завода придумала, как использовать эти возможности при строительстве самолётов пятого поколения Су-57.
Уже сегодня технологию наложения трёхмерной модели на реальный объект тестируют при контроле сборки — с помощью очков или планшета, — и при нанесении раскраски — используя проектор.
Валерий Тимохин, ведущий программист отдела информационных технологий: «Мы пробовали применять очки на покраске всего планера Су-57, но в итоге потом отказались, потому что в очках всё-таки может работать только один человек, а с проектором — вот можете сейчас посмотреть — уже три человека работает».
Сейчас на авиационных производствах для этого применяют силиконовые шаблоны и малярную ленту — долгий, кропотливый труд. Новая система — динамическая, рабочий может перемещать проектор без повторного позиционирования. Помогает в построении математической модели команда студенческого КБ из госуниверситета Комсомольска.
Александр Решетов, студент факультета компьютерных технологий: «Я как студент-специалист в области математики, занимался разработкой алгоритма калибровки камеры, как спроецировать всю эту схему на кривые детали самолёта с минимальной погрешностью. Потенциал огромен, он будет сокращать время технологических процессов, то есть и бюджет будет сохраняться из-за этого больше, станет больше точность».
Здесь занимаются прикладной наукой — под задачи производства. Представляют разработки на заводской научно-практической конференции, начинают реализовывать на практике, и дальше — уже в качестве штатных молодых специалистов.
Ян Григорьев, проректор по учебной работе КнАГУ: «Это интеллектуальные системы, нейронные сети, это и технологии виртуальной реальности, дополненной реальности. В данный момент нужно сказать, что здесь находится оборудование, которое нам предоставил завод , то есть мы решаем вместе с заводом КнААЗ задачу».
И задач таких — множество. Вот, хотя бы, взвесить самолёт!
Максим Белых, ведущий инженер-конструктор, в своей работе борется буквально за граммы. Каждую деталь — а их десятки тысяч — от болта до двигателя — взвешивают в цехах, информация стекается сюда. Бывает — с ошибками, ведь заполняют люди.
Максим Белых, ведущий инженер-конструктор — руководитель группы «Весовой контроль и прочность»: «Когда деталь изготовлена, её кладут на весы, затем входят в ПО контроля массы изделий, и туда определённую информацию вносят. Мы хотим, чтобы действительно мы положили деталь на весы, и происходило автозаполнение всех граф. И дальше это всё будет попадать к нам в базу и обрабатываться».
Здесь, на заводе имени Гагарина, на науку не смотрят свысока. За последние 12 лет порядка 120 проектных исследований получили реальное внедрение. Они помогают ежегодно экономить миллионы рублей, время, людские ресурсы — чтобы завод, как и новейшая российская техника, развивался в ответ на вызовы времени и опережая иностранных конкурентов.