Выходить на воду уже просто опасно. Последний в этом сезоне рейс накануне совершили и теплоходы на левобережные острова у Хабаровска. Они доставляли дачников по Амуру с первого мая. Но расписание скорректировал паводок.
— Для меня печально закрытие дачи. Я там не наотдыхалась, не налюбовалась природой.
Те, кому общения с природой не хватило, ещё до рассвета стремятся зайти в последний вагон уходящего речного трамвайчика. С тележками наперевес — в основном, пенсионеры. У них к островным соткам по левую сторону реки — особое отношение.
— Дача есть дача. Земля — это здоровье.
За здоровьем самые отчаянные даже готовы даже вот так пробираться к участкам. Дачный, Кабельный, Большой уссурийский начинает топить при подъеме Амура до 450 сантиметров. В одну воду трижды уже ступили пенсионеры — столько лет подряд река хозяйничает на островах. На борту сегодня — те, для кого стихия — не соперник в борьбе за свои сотки.
Нина Баранова — дачница: Вот я 30 июня была последний раз на даче. Всё к даче уже не пройти. Вот только где-то в конце сентября уже на лодке. С теплохода пересаживались в лодку, качали и плыли на вёслах до дачи, там ещё переносили всё и бегом-бегом когда всё покосили. И опять на лодку и на вёслах, на вёслах до теплохода.
А потом на месяц приостановили и навигацию. Только в середине сентября они вновь смогли вернуться — убирали мусор, ил, поправляли домики. На теплоходе за чашкой чая только и разговоров об упущенном времени и скудном урожае. В последний рейс сезона задача — подготовить участки к зиме.
— Начнём выливать бочечки, собирать всё, что надо, укрывать.
— Создавать вокруг дачи контур безопасности — всё обкосить вкруговую иначе сгорит.
Из-за паводков и пожаров даже отчаянные любители природы бросают проблемные дачи. Пассажиропоток падает, говорят капитаны. Но рейсы на острова не закрывают до последнего. Сейчас на реках просто опасно. Потому для маломерных судов большинство водоемов края закрыты до весны.