Как раз сейчас там идёт закладка икры для восполнения численности главной рыбы Дальнего Востока. На одном из самых крупных предприятий — Анюйском — в это время традиционно заканчивали процесс. Но сегодня большая часть инкубаторов пустует.
— Икра сразу после оплодотворения требует очень бережного такого отношения. Ни в коем случае нельзя допускать удара.
Медленно и аккуратно только зарождающуюся в оболочке жизнь отправляют в инкубатор. В этом году особенно трепетное отношение. Каждая икринка на вес золота. Они оказались в остром дефиците. Заполнен лишь небольшой процент. Часть стоят с водой — их надеются загрузить в ближайшее время. Основная же масса — вовсе сухие.
Подходы производителей небывало низкие за всю историю Анюйского рыбоводного завода.
Татьяна Шевчук: Это специальный рыбоход, по которому кета из Анюя поступает на завод. Сейчас как раз пик ее активности. И если в прошлом году в начале октября задвижки здесь приходилось периодически опускать, чтобы рыбы не заходило слишком много, то сейчас они открыты на всем протяжении. И при этом в канале единицы особей.
Вот так здесь бурлил живой поток в 2020ом. Створы бассейна едва держали напор. А так тихо сейчас. Рыб для этой совсем небольшой закладки копили 5 дней. И то негусто. Икрянок при том в разы меньше, чем самцов.
— Вот самка. Зрелая. Живот мягкий и выпуклый, а у самца более челюсть выраженная и живот втянутый.
Сколько в итоге и какого пола оказалось, покажет исследование. Также определят место рождения — завод или река, размер, вес, возраст и плодовитость.
Алёна Дёмина — ведущий рыбовод Анюйского рыбоводного завода: У них отметки на теле — как они в сетке побывали, через сетку проходили. И они все меленькие такие. Вот один самец — мы сейчас делали анализ — получился 900 гр всего. Вот что от них может получиться.
Самый крупный на материковой части Дальнего Востока — Анюйский — привык снабжать коллег будущими мальками. Сейчас сам на кетовой дотации. Ситуация стабильная пока только на Удинском заводе. Остальные 4 предприятия в бассейне Амура — тоже на низкой загрузке. Под большим вопросом — заложат ли необходимый для поддержания популяции объём икры. Последствия Хабаровский край может ощутить через 4 года.
Александр Теклёв — главный рыбовод лососёвой части Анюйского рыбоводного завода: В 25ом году нечего будет ловить у нас. Тугур, Анюй, Тунгуска, Бира, Биджан — там рыбы вообще не будет. Сюда просто ничего не придёт. Может быть в Николаевском, Ульчском, где-то в части Комсомольского районах ещё будет рыба. А остальные районы будут все без рыбы.
Поэтому сейчас на заводах готовы выхаживать каждую икринку, защищая от ударов, перепада температур и яркого света. Чтобы в дальнейшем главная дальневосточная рыба сама не стала деликатесом.
Татьяна Шевчук