В этом году погода не благоволит пасечникам — то ливни, то жара. В результате липа зацвела раньше обычного и сразу же отцвела Но пчеловоды всё-таки надеются на хороший урожай.
Без дымокура вход воспрещен! Пчёлы недобрые в душные дни, говорит Александр Павловский. Возле вяземских ульев термометр зашкаливает -показывает плюс 37!
— Че-то носят, вот есть немножко, злые какие, ветер что ли. Ветер и люди посторонние, ай кусаться начали — мёд отнимаем у них, защищаются, они же для себя приносят, а мы забираем.
С утра семейство сделало облёт окраины Сихоте-Алиньской тайги, понесли нектар в ульи с борщевика, калины и иван-чая — эта смесь считается самой ароматной, с привкусом небольшой кислинки, которая очень ценится у знатоков и любителей мёда.
— Вечером часов в 11, когда влажность и начнинается, на улицу выходишь и запах мёда, прохлада, когда начинается и мёдом прям!
Вне конкуренции и по аромату, и по целебным свойствам — мёд липовый. Но дерево в этом году сильно подводит — сначала проливные дожди, потом аномальная жара, цветение резко прекратилось.
— Ждали большего, а не получается. Сейчас сушить стало. Некоторые даже абсолютно не набрали цвет, лист сворачивается, и падь от духоты и жары, дождей нет в последнее время и на листве черная смола, липы нет и настроения нет.
Юный пасечник Лиза Павловская учится у отца медовой грамоте, подход к пчёлам уже нашла. И даже не надевает перчатки, это высший уровень мастерства, шутит учитель.
— О, смотри, вот здесь очень много наносили, зеркальный, в ячейках видно мёд. — Мне кажется, уже стакан будет.
И хрупкая девочка берётся за мужскую работу, откачивать соты нужно в уединении, лечебный нектар капля за каплей набирается в банки.
Не сильно тяжело, крутишь и весь мёд от сильного напряжения.
В этом году в крае заработали триста пчелиных ферм. Многие пасечники заявились на госсубсидию, деньги смогут потратить на новое оборудование и обустройство площадок под пасеки. Производство местного мёда цветочного и липового в регионе уже доходит 500 тонн в год.