В ближайшие годы предприятие, которое входит в состав Роскосмоса, построит сеть малых спутников для нужд связи. Для эффективной организации производства специалисты изучают опыт ведущих заводов — в частности, как организована сборка Суперджетов в Комсомольске.
Это цех окончательной сборки лайнеров Сухой Суперджет 100. Здесь создана и работает первая в России поточная линия производства.
Людмила Смирнова: Эта отлаженная система позволяет здесь, в филиале корпорации «Иркут» — «Региональные самолеты» выпускать на летное поле по одному новому самолету в месяц, а при необходимости сократить производственный такт до недели!
Для того, чтобы держать почти космический темп, до мелочей рассчитано всё: от логистической цепочки поставок до испытаний в небе — это непрерывный поток. Одновременно в работе — шесть самолетов, которые в назначенный день перемещаются по цеху, как по конвейеру.
— С шестого рабочего места самолет выкатывается на летно-испытательную станцию, и линия вся вот проворачивается на один.
Точно по такому же принципу в России вскоре будут строить и космические аппараты. Специалисты предприятия имени академика Решетнева проходят стажировку на заводе. В составе Роскосмоса они развертывают программу «Марафон» — это создание сети малых коммуникационных спутников нового поколения.
Михаил Валов, заместитель начальника отдела общего проектирования космических аппаратов и систем АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева: Сейчас для эффективного решения задач связи на низких орбитах, а это предполагает в свою очередь создание и реализацию массового производства: то, чего до сих пор в РФ еще не было создано. И мы будем перекладывать ту модель, тот скелет, ту структуру, которая здесь, на наши особенности.
Снижение затрат, цифровизация, технологии бережливого производства, — здесь, в авиации, уже отлажены. В год филиал корпорации «Иркут» — «Региональные самолеты» может выпускать до 46 лайнеров.
Валентина Сизикова, руководитель программы «Lean—школа» Московского авиационного института: Где как ни на вот этой площадке в Комсомольске в ЦОС показать принципы, которые нужно закладывать, чтобы выстроить поточную линию.
Пока шла стажировка, новый самолет собран и готов к отправке на испытания — уже с интерьером и адаптированный для маломобильных пассажиров — с этого года — обязательное требование.
Андрей Моисеенко, начальник цеха окончательной сборки филиала «Корпорация «Иркут» «Региональные самолеты»: С июня-месяца планируем увеличить темпы производства и перейти на такт 14 рабочих дней, связано это в первую очередь с большим объемом заказов.
Суперджеты, над которыми сейчас идет работа, пополнят парки отечественных авиакомпаний — «Россия» и «Ред Вингс». Лайнеры заступят на региональные рейсы между городами страны. В 2020-м открылось несколько десятков новых маршрутов.