Первое в этом году лесное возгорание зафиксировано вблизи поселка Кукан. Его удалось оперативно ликвидировать. Как и прогнозировали синоптики — пожары начались рано. В готовность уже приведена спецтехника, тренировки начали и парашютисты авиалесоохраны.
Самолет Ан-2 вздымает вихри последнего мартовского снега. Короткий разбег — и взлет.
Людмила Смирнова: Под крылом самолета Ан-2 — бескрайние ледяные поля, но это ненадолго. Весна приходит в Хабаровский край раньше, чем ожидалось, и скоро вот такие вылеты станут уже боевыми. На обширных таежных территориях — а по площади край как 2 Финляндии или к примеру 3 Великобритании — лесной пожар можно тушить только с неба.
Уже сейчас — всё, как в реальных условиях. Парашютисты отрабатывают точность приземления, навык, от которого зависит не только судьба леса, но и жизнь тех, кто его тушит.
— Важный любой вылет, потому что это надо подготавливаться на земле, и в воздухе надо отрабатывать, что выучили на земле.
Профессионализм здесь, в небе, измеряют не количеством прыжков и даже не потушенными гектарами — годами. За плечами Сергея Петрова — уже три десятилетия огня и дыма!
Сергей Петров, парашютист-пожарный: Начинал в ДОСААФе, потом в армии, а потом в 20 лет в авиалесоохране. И вот, с 20-ти лет, с 89-го года работаю, больше 30 лет!
Без стеснения признаются: перед шагом в голубую бездну всегда волнуются. Но чтобы группа приземлилась точно в условленном месте, на безопасном расстоянии от огня, когда звучит сигнал, времени на эмоции нет!
Секунды свободного падения, раскрытие купола, и вот она. Земля. Чтобы высадиться в строго обозначенной точке, например, среди деревьев, пней и коряг, управление крылом должно быть ювелирным.
Иван Галченко, парашютист-пожарный: И поселки спасали, все спасали. Поэтому тут и набиваем тренировочку, чтоб в лесу, как говорится, лес ошибок не прощает, поэтому стараемся, тренируемся.
В прошлом году тайга у берегов Татарского пролива начала гореть уже в феврале. За сезон — 418 возгораний, которые тушили с земли и с воздуха.
По федеральному проекту «Сохранение лесов» в текущем году в Хабаровском крае закуплена новая лесопожарная техника, обновляется парк гусеничных и колесных машин. Но по-прежнему острой остается проблема кадров. От шага в профессию удерживает вовсе не возможный риск.
Андрей Германенко, командир центрального авиазвена авиалесоохраны Хабаровского края: 70% личного состава на сегодняшний день пенсионеры, люди по возрасту уже уходят, а привлечь молодежь к такой тяжелой физической работе и с учетом наших, так сказать, окладов — ребята разворачиваются и уходят, пока вот в крупных населенных пунктах у нас этот вопрос стоит очень остро.
Сегодня лесной спецназ в Хабаровском крае насчитывает 28 человек. Все пожарные парашютисты обучены и к бою с огнем готовы. Сразу по завершении тренировок самолет заступит на боевое дежурство в поселке Кукан, где зафиксировано первое в этом году возгорание.