— Нажимает кнопку, запускается вентиляция. Сейчас мы запустили первый режим
Воздух с улицы начинает поступать в систему вентиляции. Защитное сооружение — полностью автономный объект. Отравляющие вещества, условно витающие снаружи, сюда не попадут.
Александр Макарченко — ведущий специалист по ГО и предупреждению ЧС филиала «Аэронавигация ДВ» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения»
— Первое, что есть — фильтровентиляция при очистки радиации. При приведении защитного сооружения в готовность, это открывается и когда необходима фильтровентиляция, то включаются вот эти 16 фильтров.
Здесь своё освещение — за счет мощных генераторов, есть запас воды: душ принять не получится, но суточный норматив выдержан. Помещение может вместить до 300 человек одновременно. Предусмотрены индивидуальные защитные комплекты.
Андрей Прокопенко — заместитель начальника ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
— В этом ящике лежат противогазы первого роста, дальше идут противогазы второго роста, и противогазы третьего роста. Также мы здесь можем наблюдать снаряжение и оборудование нештатного формирования гражданской обороны.
Есть спальные места, но немного. Больше — кабинетов. Сооружение предназначено для работы группы специалистов, которые даже в экстренном случае должны буквально из-под земли прокладывать воздушные маршруты — в зоне ответственности филиала — небо над пятью регионами и нейтральными водами. А ещё заниматься ликвидацией ЧС.
— Простейший по своей конструкции прибор, но очень эффективный. Сюда закачивается воздух, которого мы осуществляем забор и уже смотрим — как маркер — какого цвета окрасилась трубочка Зарин, заман и Ви-газы, то есть это всё боевые отравляющие вещества.
Минимум двое суток сотрудники Аэронавигации могут работать из этого бункера в полной изоляции.
Татьяна Шевчук
— Эти тяжелые стальные двери полностью герметичны. Способны не пропустить воздух в помещение при химической или радиационной атаке. А кроме того могут сдержать мощную ударную волну.
Где в регионе есть подобные практически эталонные защитные сооружения — информация закрытая. Но с советских времён убежища, готовые в любую минуту к ЧС, всё больше уходят в историю.