Ванинский район
«Бедный Татарский пролив. Что останется нашим детям, нашим внукам? Они будут горбушу смотреть по цветным иллюстрациям.»
Берег бухты Сизиман Ванинского района усеян внедорожниками, а акватория лодками. Горбуша идет на нерест, по крайней мере, пытается идти, говорит автор видео. В нерестовых реках, а большинство здесь именно такие, — лов под запретом.
«Рыба горбуша пошла на нерест. Заходит в речку. Вон косяки бурлят. Там вон уже сети проверяют. Куда только смотрят органы рыбоохраны?»
Объем добычи горбуши в этом году 8 тысяч тонн на весь край. Из них на Амур и Лиман приходится 3 тысячи тонн, 4 тысячи на Охотоморье и тысяча на Приморскую подзону — это Ванинский и Советско-Гаванский районы. Для последних — самый низкий показатель за пять лет, в реале будет чуть больше — этого хватит, чтобы заполнить нерестилища, прогнозирует наука. Но есть условие — лов должен быть по букве закона.
За последние три года уменьшение стада из-за потепления вод Тихого океана ощутили не только в Амуре, но также у Сахалина и берегов Японии. Депрессивное состояние реки Тумнин сейчас демонстрирует, что будет если к природном фактору прибавить руку человека.
Денис Коцюк, и.о. руководителя Хабаровского филиала ФГБНУ «ВНИРО»
«Конечно, и антропогенное влияние есть. В бассейне р. Тумнин это связано и с вырубкой лесов, и с иным воздействием. Безусловно, не обходится без ННН промысла. Нерегулируемый, несообщаемый, неконтролируемый»
Николаевский район
В понятие ННН промысла входит не только привычное понятие браконьерства, но и нелегальный вылов, который маскируется под промышленный или для коренных малочисленных народов. В ряде регионов, в том числе дальневосточных, сами промышленники охраняют воды и работают по схеме — сначала заполнение нерестилищ, а уж после путина.
В Хабаровском крае лов лосося с 2017-го ассоциируется со скандалами. Эти кадры с заездками в Николаевском районе прогремели на всю страну.
Олег Абакумов, председатель фонда содействия охране водных биологических ресурсов Хабаровского края «Амур»
«Проблем много от браконьеров, до орудий лова. У нас получается так. Основная нагрузка внизу Амура. А нерестилища вверху Амура. И если ее отлавливать наверху, то до нерестилищ мало что доходит.»
Сейчас путина ограничена. С 11 июля до 25 августа в Амуре и Лимане и вовсе добыча лосося все закона. Что же касается Татарского пролива, то там действует лимит на вылов и естественный фактор — шторм. Но, похоже, даже при запретах без тотального надзора такие картины не исчезнут.