Письма написаны почерком школьного отличника. Среди них самодельные открытки — поздравления с Новым годом. Все сорок девять адресованы маме. И подписаны одним именем — Игорь Асташин.
Елена Голышева, реставратор Дальневосточной научной библиотеки
«Ну через себя почти пропускаем. Ну очень… тяжело. Можно сказать. Знаем, что он пропал без вести. Погиб. А тут как живой он сейчас сидит и пишет. Маме, папе. С новым годом поздравляет. Говорит, что у них там было на обед. По сути дела еще мальчишка»
Текст — на тетрадных листах. В конвертах, и просто свернутых в фронтовой треугольник. Последние сохранились хуже — принимали на себя все удары судьбы.
«В данный момент утраты по краям, разрывы по сгибам и утраты вот, например, самая апогейная такая точка»
Главный принцип — реставрация должна быть видимой и обратимой. Так называемым «сухим» методом. Удаляют общие загрязнения и проклеивают густым мучным клеем. Чтобы чернильные записи не деформировались.
Готовую работу кладут под пресс на несколько часов. Но реставрация — только первый этап работы с этими письмами. Необходимо разгадать несколько загадок. Во-первых, найти родственников Игоря Асташина. Во-вторых, выяснить, как эти письма попали в Хабаровский край. Ведь адресованы они в один из городов Узбекистана.
Надежда Курилина
«Последнее, сто сорок девятое письмо Игорь Асташин написал матери 16 сентября, в Узбекистан, где она жила в эвакуации. А через три дня он погиб. Под Ленинградом. Все это выяснили сотрудники Дома культуры села Ракитное. Письма к ним попали случайно, мешок с фронтовыми треугольниками несколько лет назад нашли подростки на стройке. Недостающие звенья в этой истории возможно станут известны после публикации оцифрованных писем на сайте Дальневосточной научной библиотеки.