«Мама, у нас тут проблема…»
Кадры объятого пламенем детского лагеря посыпались на телефоны родителей около трех часов ночи, как и звонки с просьбой <мама, забери>, <мне холодно>, <здесь что-то случилось
«Вот че у нас. Мы тут сейчас все сидим. У меня все сгорело, я взял с собой только телефон, вот мой друг, хорошо что он меня разбудил, я сейчас бы не писал!»
Маргарита получила это видео от сына только утром, и тут же примчалась за ним. Говорит, счастье, что у него уцелел телефон, иначе о ЧП просто бы не знала. Из лагеря ей до сих пор так никто не позвонил.
Маргарита Васильева
«Нет, никаких сообщений не было. Мне ребенок позвонил после пяти чесов. Позвонил и сказал: мам, ты новости смотрела? Мам, не переживай, я живой, у нас был пожар, все сгорело!»
Детей эвакуировали в стационарный корпус, оттуда большинство и звонили родителям, наперебой рассказывая, как было страшно.
«Мы спали-спали, стало жарко, потому что девочки там не выключили ветродуйку. Меня будит друг, он меня бьет по лицу, потому что я не просыпался. Мы быстро оттуда выходим и видим просто все в пожаре. А вожатые взяли на себя ответственность и стали все сами тушить.»
«Сначала загорелась девочек палатка, потом огонь перебросился на нас, и цепная реакция пошла.»
Так сейчас выглядит место происшествия, за считанные минуты 20 палаток сгорели дотла.
Людмила Смирнова
«Обугленные металлические каркасы — все, что сегодня осталось от палаточного лагеря. Какой силы бушевало здесь пламя, сейчас очень хорошо видно: доски на полу в считанные минуты прогорели насквозь, металлические кровати свернуло дугой.»
Огонь вспыхнул в палатке девочек — вот здесь. Один ребенок погиб на месте. Еще трое с сильнейшими ожогами были доставлены в больницу, где находились в состоянии искусственной комы.
Александр Витько, министр здравоохранения Хабаровского края
«Сюда прилетели две бригады из Хабаровск, бригада детский реаниматологов, … осмотрели пациентов, провели видео консилиум с Хабаровском, … провели далее консилиум в режиме видеоселектора с Нижним Новгородом и с главным камбустиологом РФ»
Но спасти детей не удалось. Они скончались в реанимации.
Родители эвакуированных детей до сих пор пытаются разобраться, что произошло. Руководство лагеря причин не объясняет, не звонили и со словами извинения или успокоения.
Инна Дьячкова
«Из лагеря позвонил только ребенок. С телефона вожатой. Ее все сгорели вещи. С вожаты мы поговорили, что вроде как из-за обогревателя. По словам ребенка, возле нее началось возгорание, она первая проснулась и начала кричать, будить всех.»
Версия с электрообогревателем, на который могли попасть детские вещи, сейчас одна из ключевых. На месте работают пожарные дознаватели и следователи, они опрашивают очевидцев.
Людмила Смирнова
«Как рассказали дети, эвакуированные из этого лагеря, в палатках было холодно, им раздали электрообогреватели. Один из них, предположительно и мог стать причиной возгорания.»
Загородный лагерь на базе горнолыжного комплекса организуют не первый год. В руководстве уверяют: перед сезоном комиссия проводила проверку. А несколько дней назад и вовсе были пожарные учения. Инспекторы этого не отрицают, но с их слов на момент проверки палаток не было!.
Сергей Фургал, Губернатор Хабаровского края
«Когда? 31 мая — 31 мая здесь палатки стояли? — Стояли. Кто проводил проверку? Они заявляют, что стояли палатки и что проводили проверку и дали положительное заключение. — Не было палаток? — Не было. На момент проверки, не было.»
В руководстве региона обещают детальную проверку всех обстоятельств. Уже задержаны директор организации, которой принадлежит лагерь <Холдоми>, Виталий Бурлаков и директор лагеря Максим Кузнецов. Дело передано в центральный аппарат следственного комитета.
Светлана Петренко, руководитель отдела взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета России
«Следствие в рамках расследования тщательно проверит должностных лиц контрольно-надзорных органов, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности детей в загородном лагере, на предмет наличия в их действиях (бездействии) признаков халатности»
Вопросов много, и главный — как получилось, что детям, которые в ночь происшествия спали в этой палатке, пришли на помощь так поздно? Одной из погибших девочек сегодня исполнилось бы 11 лет.
В школу, где она училась, уже несут цветы. Учитель, которая вела у нее уроки, о трагедии узнала совершенно случайно.
Ирина Заикина
«у нее день рождения. Я с утра поздравила ее и родителей с этим радостным днем. Но мама ответила… что Сони… больше нет. Мы очень любим ее. Сонечка пользловалась в классе большим уважением, у нее было много друзей, подруг. Нам будет очень ее не хватать!»
Следователи продолжают работу на месте происшествия. Соблюдались ли нормы пожарной безопасности, разрешено ли устанавливать палатки так близко друг к другу и использовать в них электроприборы — это только часть вопросов, на которые предстоит ответить.
Организована горячая линия экстренной психологической помощи родственникам и самим участникам смены загородного лагеря в Холдоми.
По телефону 8(4217) 54-22-82 можно обратиться в Комсомольске-на-Амуре, а по номеру 8(4212) 30-72-92 — в Хабаровске
Линия работает круглосуточно.