X

Проблемы оленеводов с. Тугур

«китайские не едят, говорю»

Это сейчас — пока не стемнело и пока в стойбище полно гостей — тугурские олени в безопасности. Но едва наступит ночь вернуться с выгула в стан смогут не все рогатые. Задирают волки — за два года утащили почти треть стада — около двадцати голов.

Александр Стручков, пастух

«не убили еще ни одного. убегает волк и всё. а как его ловить?»

А потому единственное на весь район поголовье, разведенное еще в дореволюционный период, — то, что еще лет пять назад насчитывало 200 оленей, — на грани вымирания. Общине было разрешили травить волков ядом. Но потом ветеринары передумала.

Владислав Соловьёв, оленевод

«один раз деду давали стрехнин. ну тоже отраву. это было давно. дед его пораскидал по местам, где волки ходят. Съедали этот яд и потом уже находили мёртвых дохлых волков. сейчас не дают. Запрещают»

Специалисты ссылаются на новые правила охоты

Юрий Колпак, начальник отдела комитета охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края

«там четко сказано, использовать яды запрещено. любой комментарий людей, что мы их отраввим волков. это будет незаконно. в любом случае»

Поскольку от волчьих клыков страдают в первую очередь неокрепшие тугудки, а вливать в стадо новую кровь не получается из-за дороговизны — оно давно не омолаживается. Расчет на транспортировку в прошлом году пятидесяти северных оленей из Якутии не оправдался.

Кирилл Рогачёв

«Некоторое время назад сюда в район села Тугур для омоложения крови из села Алгазея завезли оленей. но они почему-то не прижились и погибли»

Надежды общины «Нёут» — на региональный закон о поддержке домашнего оленеводства — пока не оправдываются. Субсидии, например, на отстрел им выделить готовы — но, как говорят оленеводы, бумажный вопрос долгий, а волки ждать не будут. А пока пастухи — чтобы отпугнуть хищников — повязывают на оленей красные флажки.