X

40 икон

Икона «Господь Вседержитель» 19 века, что сейчас в руках Елены Евстратовой была черной от потемневшей олифы, да к тому же расколотой надвое. Пришлось устанавливать дубовую вставку на специальном клее, сваренном из чешуи осётра. Сейчас — завершающая стадия реставрации. Но, по словам, Елены, она не могла приступить к работе без разрешения высших сил, — как она говорит — негласного допуска.

Елена Евстратова, реставратор ДВХМ

— Чувствуется иной раз… ну какое-то присутствие что ли? Те тепло-тепло-тепло какое-то идет, то наоборот, какая-то прохлада. Причем это не фантасмогория какая-то, это действительно. Почему люди в храм? Почему люди обращаются к иконам, понятно же что-то они несут. И многие понимают, что они несут. И словами это не объяснить

Еще одна икона, Отечество, в процессе восстановления изменила статус. Из обычных храмовых, перешла в разряд чудотворных. Молитва перед таким образом, по убеждению православных, дает прощение самым тяжким грехам. Она — одна из восьми экспозиционных новинок. Остальные 32 — явились в обновленном реставраторами виде. На кропотливый труд ушло три месяца.

Елена Евстратова, реставратор ДВХМ

— Пришлось работать до закрытия музея, и в выходные дни. То есть работа была без остановки — мы торопились открыть зал для зрителя

Новое цветовое решение зала продумали сами реставраторы. Контрастность оранжевого и синего хорошо воспринимается визуально, подчеркивает мягкое свечение темперы.

БОльшая часть коллекции попала сюда в 1931-ом году. Собрание Иконописи ДВХМ — одно из лучших в регионе. Но сохранять его стоит немалых трудов — образа, как дети — боятся сквозняков.

Надежда Курилина

— В этом зале температура воздуха должна не превышать восемнадцать градусов.

Только тогда иконы сохранятся как положено. Но поскольку мы находимся на Дальнем Востоке с его непредсказуемым климатом — реставраторам здесь всегда есть работа