с.Тугур, Тугуро-Чумиканский район
— Обряд причащения называется. О-о с огоньком, о-о как хорошо, здоровье, чтоб было!
Радоваться при каждой возможности. Одно из условий выживания в суровом северном краю. На праздник приехали даже те, кто был занят рыбалкой или недавно вернулся с охоты. Антон Лащюк всю зиму провел в тайге — добывал пушнину, чтобы прокормить семью.
Антон Лащук, житель с.Тугур
— А лисы тоже ценятся? Нет, они вообще не ценятся, 500 рублей вот такая шкурка. А соболь? Ну самое большее я продавал за участок сдавал — 5800.
Бакалдын на эвенкийском — это встреча, встреча охотников и оленеводов после долгого зимнего промысла. Как и сто лет назад, мужчины меряются добычей и физической силой.
— Поднимает гирю Раз, два, три, четыре, пять, шесть.
Местные жители еще помнят кочевую жизнь. Директор школы Ольга Чепалова показывает деревянную люльку, которой здесь пользовались не так давно — всего 30 лет назад.
Ольга Чепалова, житель с.Тугур
— Кочевали по тайге еще до школы, а когда мы стали ходить в школу, мы уже затем перехали, поэтому я сама даже выросла в такой люльке, для нас сделал это отец.
В семьях по трое, пятеро, семеро детей. Девочек с ранненого возраста учат управляться с хозяйством, мальчиков — рыбачить, охотится. Хотят возродить и навыки оленеводства.
— Гудяй, гудяй!
Однако жить одной лишь историей современным эвенкам недостаточно.
Екатерина Шмонина, руководитель национальной общины «Нёут»
— Нам хочется хоть краешком коснуться цивилизованной жизни. Мы хотим чтобы наши дети учились в просторных класса, чтобы у нас был спортзал.
Пока для труднодоступного села это лишь мечты. Но чтобы они исполнились жители стараются задобрить эвенкийских богов яркими лентами.