Как это происходит, трудно уследить глазами: дерево движется со скоростью до 130 метров в минуту. Оператор Петр Яковлев отправляет «под нож» до тысячи кубометров древесины за смену, по сути управляя автоматическим заводом в одиночку. Из этой рубки все производство как на ладони.
Петр Яковлев, оператор агрегатных линий переработки бревен
— Полностью с улицы, со стола подачи, акорка, цех весь, заканчивая сортировкой пиломатериала.
Для каждого диаметра бревна применяют компьютерный раскрой, точность — до миллиметра. Но даже с такими технологиями готовые пиломатериалы составляют от силы половину от всего объема древесины. 50% в остатке — это кора, щепа и опилки.
Евгений Саенко, начальник цеха
— Щепа отправляется на экспорт, в Китай, опилки-кора утилизируются в котельную.
Совсем скоро, вместо тепла и пара для заводской и нескольких муниципальных котельных здесь ожидают получить и финансовый выхлоп — продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для этого сейчас проектируют пеллетный завод.
Людмила Смирнова
— В основе пеллет — опилки. По сути — обыкновенные отходы деревообработки. Но спрессованные в гранулы, они превращаются в высокоэффективное экологичное биотопливо, востребованное на азиатском рынке.
В Японии, где уходят от атомной энергетики, новым видом топлива в перспективе готовы заменить дорогостоящий неэкологичный уголь.
Степан Стральский, директор по производству
— Сегодня биотопливо находит свое применение именно у азиатов. Ситуация экологическая — она сегодня напряженная везде. Конечно, они заинтересованы в нашем товаре. Тепловые станции обеспечить экологически чистым топливом
За сырьем дело точно не станет: уже сегодня на площадке ТОСЭР в Амурске могут перерабатывать до миллиона кубометров круглого леса в год.
Запуск пеллетного завода позволит использовать не только отходы от производства пиломатериалов и шпона, но и так называемую «неделовую» древесину, которая сейчас остается в лесах. А это — миллионы кубометров ежегодно.