X

Заготовка елок

Нанайский район

Алексей Шабета из села Марусино района имени Лазо. Там нет работы и все мужское население старается устроиться на заготовку круглого леса. Очередная таежная смена закончиться под Новый год и вальщики кроме зарплаты, смогут привезти домой и деньги, заработанные на рубке праздничных елей. За каждую предприятие платит по сто пятьдесят рублей.

— Для того, чтобы не сломались ветки, мы греем полностью весь ствол, от комля в костре, вот так вот поближе, для того, чтобы прогрелись все ветки.

Лесорубы следят за временем, чтобы хвоя не перегрелась, иначе иголки на дереве быстро осыпятся. Эта деляна в Нанайском районе была арендована предприятием под заготовку деловой древесины. Поэтому ели и пихты вырубаются здесь не ради праздника.

Татьяна Баснина

— Высота этой пихты около 20 метров, ей девяносто лет. Это самый минимальный возраст и размер для деловой древесины. Большая часть ее ствола пойдет на производство бумаги и стройматериалов, совсем немножечко на дрова и вот самая верхушка попадет к кому-то на новогоднюю ночь

Кроме порубочных остатков на рынки Хабаровска отправится подрост — молодые деревья, которые в любом случае погибнут во время валки. Специалисты лесного хозяйства хотят поэксперементировать и перенять опыт европейских стран, где новогодние ели не вырубают в лесах, а выращивают на плантациях.

Анатолий Козик, заместитель начальника отдела управления лесами Правительства Хабаровского края

— Вот в этом году мы планируем заложить несколько плантаций так как у нас есть лесные питомники, у нас там есть площади и мы пытаемся сейчас это внедрить в Хабаровском крае

Окупаемость пока под вопросом. За границей хвоя поднимается за четыре года, в дальневосточном климате чтобы достичь двухметровой высоты ей понадобится десять лет. Возраст каждого дерева, кстати, можно подсчитать по годовым мутовкам на стволе — там где ветви расходятся веером.

— Три, четыре, пять, шесть, семь, вот этот отрезок рос уже восемь лет.

Розницей заготовители елок не занимаются. Сдают оптом по тристо-пятьсот рублей за дерево. Почему до Хабаровска они доезжают почти золотыми — это вопрос уже к перекупщикам.