— На место пробоины завели, подходим к условному месту.
Команда получена. Пострадавшее судно швартуется к берегу. На палубе ждет эвакуации будущий морской волк — Иван Пигасов. Считанные минуты и студент техникума водного транспорта в сопровождении бригады Центра медицины катастроф покидает речной буксир.
— Как себя чувствуешь?
— Уже лучше! Нормально!
На суше молниеносно разворачивается спецоперация. Отряд «Экоспас» выгружает — буи и якоря. Растягивает — боновые заграждения. Им предстоит сдержать порывы опасного пятна на водной глади.
В акватории тишь да гладь — идеальные условия. В реальности же часто приходится включать изобретательность и брать верх над отягчающими обстоятельствами. Особенно, в море.
Сергей Бучинскис, директор Хабаровского центра «Экоспас»
— Допустим, при подъеме волны, возможны перехлесты через боновые заграждения. Поэтому выставляются дополнительные якорные системы для фиксации.
Местные золушки — скиммеры — собирают условную дизельную завесу. 30 килограммов топлива коварно проникли в затон из пробоины буксира. Но войну с последствиями утечки на 120-ти квадратных метрах развернули не только нефтесборщики.
Дарья Васина, корреспондент
— Для ликвидации чрезвычайных последствий используется специальный сорбент, который вы сейчас видите на глади воды. Он вступает в реакцию с нефтепродуктом и потому в тандеме закачивается в специальные резервуары.
О том, что легенда учений может стать реальностью здесь знает каждый. Пример, бункер «Надежда». Сел на мель в ноябре 2015-го в Татарском проливе. Около восьмисот тонн топлива вышло в свободное плавание. Массовой гибели животных и птиц не избежали. Виной всему халатность капитана судна. Но, по словам специалистов, в аварийном рейтинге лидируют и другие причины.
Олег Кошелев, генеральный директор ОАО «Амурское пароходство»
— Причины основные, конечно, это старое изношенное оборудование, которое выходит из строя.
Финишная прямая. Отряд огнеборцев тушит условное возгорание. Побороть пылающую нефть, в жизни, способен лишь специальный пенообразователь. Сегодня его роль отвели воде. План этих учений перевыполнен: условное бедствие устранено за два часа.
Алексей Фомкин, зам. начальника Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю
— В целом, общая группировка составила около 12 единиц техники и более ста человек личного состава.
Такие масштабные совместные тренировки проходят раз в три года.