Москва
«Эврику» трудно обмануть модным словом «инновация». На этой площадке почти тридцать лет подряд проводятся конкурсы авторских школ России. В девяносто девятом фурор среди профессионалов на фестивале произвела компания трудных подростков из далекого Хабаровска — во главе с руководителем недавно открывшегося центра педагогической реабилитации Александром Петрыниным. Он тогда отстаивал одно лишь право — право на риск. И предъявлял результаты.
Александр Петрынин, директор Хабаровского центра педагогической реабилитации и коррекции
— Два слова скажу, Игорь разреши судьба интересная. До тринадцати лет парень не умел ни читать, ни писать, жил не дома, за год закончил первый-третий класс потом пятый, шестой, седьмой — ой, теперь Игорь в восьмом классе ему шестнадцать лет — скоро ждите в московском ВУЗе. Игорек встань, посмотрим на тебя.
В октябре 2015-го в Москву на «Эврику» приехало новое поколение воспитанников центра из Хабаровска. Они объясняли профессионалам разницу между своей школой и обычной.
Владислав Семенов, воспитанник центра
— В центре добрые учителя, они относятся с любовью и пониманием. В обычной школе такого нет.
Сергей Ким, бывший воспитанник центра
— Александр Геннадьевич для меня — крестный отец. Уважаю его. Я в седьмом классе был, курил, пил и матерился. Он мне стимул дал. Бросишь курить — поедешь со мной.
Поездки — на золотые прииски, на море, в разные страны мира — тоже авторская находка директора центра, одна из многих. За двадцать три года работы усилиями педагогов в нем создана особая среда, которая сама воспитывает. Именно у этих пацанов одна из маститых педагогов на фокус-группе «Эврики» спросила, как у взрослых экспертов: — Что я могу предпринять, чтобы мой сын — подросток не убегал из дома? И получила ответ — просто быть с ним почаще рядом. В чем же инновации Петрынина, его метод стар или нов.
Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт образовательной политики «Эврика»
— Во-первых, это классика — относись к детям так, как хочешь, чтоб относились к тебе. Новее чем любовь к детям ничего не придумаешь. С другой стороны, это прямая линия Макаренко — трудных детей вовлекать в трудные дела, проекты и строить с ними отношения. Кроме того, сама личность А. Г. Петрынина — большая редкость, у него не происходит выгорания, свойственного педагогам — он относится к детям так же, как и в первый день. Для него это не безликая масса.
Кстати, тот мальчишка на архивных кадрах, чьи успехи в девяносто девятом на «Эврике» поразили коллег, так и не поехал в московский ВУЗ. Зато он стал сотрудником центра Александра Петрынина и сейчас тоже воспитывает ребят — таких же криминальных и сложных, каким был сам.