район имени Лазо
Рабочий день у них начинается в семь часов утра. На маршруты Хорскую партию развозят — пешком, по старинке, к началу поисковых троп не дойти — далековато, плюс то тут, то там грунтовку перемывают горные ручьи. В глухой тайге геологи пробудут десять часов, при этом рюкзаки за их плечами будут проба за пробой тяжелеть.
— Сегодня мы должны пройти три с половиной километра, отбор производится через каждый пятьдесят метров, и к концу дня где-то получается двадцать-тридцать килограмм проб.
Это самый первый этап разведки. Сейчас шурфы бьют глубиной не больше полуметра. Этого достаточно, чтобы по сколу извлеченных камней понять — есть ли здесь жила вольфрамовой руды. Пока Хорская партия исследует грунт, специалисты из Москвы изучают горные склоны. Принцип везде один — самый тугоплавкий металл пролегает в неоднородной породе.
Михаил Гайкович, ведущий инженер Всероссийского института минерального сырья, г. Москва
— В первую очередь мы какие-то метосоматические изменения смотрим, кварцевание, жилы, перетизация, здесь такого нет. Надо искать дальше.
Вольфрам относится к редким металлам. Его открыли в конце восемнадцатого века, и теперь используют как в лампах накаливания, так и в буровых машинах, турбинах самолётов, артиллерийских снарядах. Даже при производстве танковой брони. Тунгстен — это интернациональное название вольфрама, во всем мире добывают не более пятидесяти тысяч тонн в год. Из них три с половиной тысячи — в России. В Хабаровском крае в промышленном масштабе этот металл не добывали никогда.
Янина Богданова, корреспондент
— Исследования Хорской площади велись еще в прошлом столетии. Вольфрам в глуши района имени Лазо искали в семидесятых, восьмидесятых. О перспективных залежах вспомнили снова лишь несколько лет назад соседи, Приморский край.
Там находятся два горно-обогатительных комбината, специализирующихся на этом металле — Приморский и Лермонтовский. По оценкам специалистов, запасы сырья у них на исходе — их хватит максимум на шесть лет разработки.
А потому геологи Хорской партии сейчас работают в ускоренном темпе. По плану, они должны закончить первый этап разведки к четвертому кварталу этого года. Пробы направят в лабораторию, и составят примерную схему залежей.
Владимир Нечунаев, начальник геологической партии АО «Дальгеофизика»
— Потом уже, когда получим результаты, будут выявлены ореолы с определенными содержаниями вольфрама, и на них уже будут ставиться детальные работы.
Всего же геологам предстоит исследовать восемьдесят квадратных километров тайги. Работы приостановят только тогда, когда снег перестанет таять, и его слой будет выше десяти сантиметров.