Сейчас слово «гаджет» знакомо всем. И даже пенсионеры, которые дадут форы в интернет-сёрфинге молодым, далеко не редкость. А ведь, когда то даже слово ноутбук было понятно далеко не всем. Представьте, какой эффект произвел на наших зрителей репортаж о презентации в Хабаровском крае систем GPRS и ГЛОНАС.
Апрель 1995 года. В город приехали москвичи и начали показывать и рассказывать о системе глобального позиционирования. Устройства похожие на рации, по словам гостей, могли определить местоположение человека с точностью до миллиметра. Причем не важно, где та находишься в лесу, в горах, в море. Конечно, тогда речь в первую очередь шла о GPRS. Но гости не забыли о российском аналоге.
— Недавно было постановление правительства … гражданским целям.
Это было начало новой эры и свидетелями этого начала в Хабаровске стали авиаторы, речники и геологи. Они первыми у нас в регионе увидели действие системы.
В том же 1995 году в Хабаровске началось восстановление Инокентевского собора.
Строительство шло на средства прихожан, частных фирм и с помощью военных саперов. А дело вот в чем. Согласно легенде в 30-е годы, когда большевики разрушили церковь, часть колоколов со звонницы была закопана на территории обрядового места. По крайней мере, в это многие верили. И вот в 95 их начали искать.
— Сейчас минеры… храм еще действовал.
Было обследовано 200 квадратных метров. Колокола так и не нашли.
90-е годы это время экспериментов. Не обошло это веянье стороной и нашу телекомпанию. В 94 году в программе «Панорама» появилась еженедельная рубрика «Хит-парад».
Вели её Андрей Архангородский и Дмитрий Голанд. По сути это была презентация Хабаровских групп. Вот как это выглядело.
В истории любого предприятия есть яркие и веселые страницы. А есть и трагические эпизоды. Мирная и даже лирическая программа «Провинция» — рассказы о людях из глубинки. Автор Лидия Гемма и оператор Юрий Апалонов по несколько раз в месяц отправлялись в командировки искать своих героев. Из последней поездки они так и не вернулись.
Середина апреля. Хороший дачник уже наточил тяпку, а те, у кого хозяйство побольше — вот, вот начнут распахивать поля. Для людей связавших свою жизнь с сельским хозяйством на нашей телекомпании делалось немало программ. Тоже «Подворье» о котором мы уже рассказывали. Сегодня вспомним журналиста, который всю свою профессиональную жизнь посвятил этой не простой для региона теме.
Наум Айзман начал, как говорят журналисты, работать по теме сельского хозяйства еще в 70-х годах прошлого века. Героями его репортажей всегда были люди от сохи. Кстати таких речевых штампов Наум Айзман не терпел и всегда находил очень точные и емкие слова для описания своих героев. В девяностые он создает программу «Фермеры соединяйтесь». Это были истории людей и истории проблем дальневосточного сельского хозяйства. Благодарю Науму Айзмону, в Хабаровском крае была создана ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств. Она действует до сих пор.
В этом году исполняется 15 лет первому в истории Хабаровска фейерверку. Вот это корпус одного из тех самых огненных цветков. Представление 1990 года было уникально практически во всем. До этого в городе проводились только артиллерийские салюты. Впервые огненные шары в небо запускали с плавучей баржи, а не с берега. И делал это представитель капиталистической страны — мастер Сейди Касэ из Японии. Более того, он до этого уже бывал в России, но в качестве военнопленного.
И в память о своих погибших товарищах мастер и решил устроить этот фейерверк. Вот таких зарядов Сейди Касе привез из страны восходящего солнца 3 148 штук. Разных размеров. Высота выстрелов 255 метров, диаметр разрывов до двухсот двадцати метров. Уникальность фейерверка еще и в том, что впервые трансляция массового мероприятия из Хабаровска шла на Японию.
Наши операторы работали вот в таких фирменных куртках. Интересен путь сигнала. Из краевого центра передача шла в район Комсомольска-на-Амуре. Там располагались самые мощные на Дальнем Востоке передающие антенны. Далее сигнал шел на Москву, оттуда в Японию и из Японии снова в Хабаровск. Так жители двух стран смогли почти в прямом эфире посмотреть на это замечательное действие. А это куртка и этот корпус подписями японских мастеров теперь хранятся в нашем музее.
Это было еще несколько страниц из наших архивов. Увидимся через неделю.