Сибирский молококонсервный завод поставлял на фронт сгущенное молоко
Заводской инженер отказался от брони и записался на фронт добровольцем
В семье бережно хранят фронтовые реликвии
Татьяна Баснина, корреспондент
— Истории о войне могут рассказать не только люди. Письма, газетные вырезки, фотографии и даже, совершенно неожиданно — эта банка сгущенки. Выпустил ее Сибирский молококонсервный завод. Тот же самый, который всю Великую Отечественную поставлял сладкий продукт на фронт.
А в этом доме, в Хабаровске, живет семья, у которой сгущенное молоко из Краснодарского края всегда на столе. Как память о бабушке и дедушке, которых Светлана Хидирова никогда не видела. Он в сорок первом — главный инженер того самого молококонсервного завода, она — работает в отделе контроля. Все четыре года войны отвечает головой, за то, чтобы солдатам вагонами везли качественную сгущенку. В тылу не оставалось ни одной банки.
Светлана Хидирова, внучка участника Великой Отечественной войны
— Они когда мыли чаны после варки сгущенного молока, эту воды не выливали, а раздавали детям, раздавали в школы, в госпиталя и для них, конечно, это было самое большое лакомство — вот эти обмывки с чана.
Не сладко во время войны было всем. Некоторые из заводских воспользовались бронью, чтобы не идти на фронт, но инженер Николай Яковлев от нее отказался. В первые же месяцы записался добровольцем. В семье бережно хранится фронтовая реликвия — одно единственное письмо, которое он пишет жене из госпиталя. Был тяжело ранен и боялся, что воевать его больше не пустят.
— Бабушка его посещала в госпитале, и он писал — к медикам не могу обратиться, потому что если начну жаловаться, то возможно они меня отправят домой, а как дальше жить?
На этот вопрос тогда искали ответ и в Сибири и на Кавказе. Валерий Хидиров знает о том, как в Осетии уходил на войну его дед. Который очень любил слушать русские частушки, записанные на виниловых пластинках.
Валерий Хидиров, внук участника Великой Отечественной войны
— Со скалы дедушка взял эту пластинку и бросил вниз, запустил, и сказал, если пластинка моя любимая разобьется, то меня не ждите.
Пластинка разбилась. Из тех, о ком стараются часто вспоминать в этой семье, никого уже нет. Подрастает четвертое поколение после Победы. Говорят самое главное, чтобы и в пятом и в шестом не забыли о том, как прадеды уходили на фронт и о том, как для солдат варилось сгущенное молоко.