наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

07 октября 2014, 15:25 / Вести-Хабаровск

Труднодоступный Тугуро-Чумиканский район

Тугуро-Чумиканский район

Татьяна Баснина, корреспондент

"Не смотря ни на что, самолет для жителей Чумикана - это не роскошь, а средство передвижения. Самый быстрый и практически единственный вид транспорта, который связывает труднодоступный район с большой землей в любое время года"

Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края. Круглогодичное авиасообщение налажено с Хабаровском и Николаевском-на-Амуре. Три месяца в году, с июля по октябрь к тем же населенным пунктам открыт морской путь. Зимой с помощью вездеходов прокладываются временные автодороги в сторону краевого центра и Амурской области.

Село Чумикан. Образовано в 1890 году. Расстояние до Хабаровска 1547 километров. Численность населения около 1300 человек.

Административный центр района, раскинулся на побережье Охотского моря. Сюда, как в столицу, стараются переехать жители других деревень. В селе, с трудом, но все же можно устроиться на работу, например в рыбоперерабатывающий цех. Есть больница и полноценная средняя школа. При которой открыт интернат. В нем месяцами не видя родителей, живут дети из других пяти населенных пунктов. Галина Льняная только что прилетела на вертолете из далекого села Удское. Там закончила 9 классов. Чтобы продолжить учебу, сама зарабатывала деньги себе на билет.

Галина Льняная, ученица средней школы с. Чумикан

"Я на рыбалку ездила с братом, на сетку рыбачила, зарабатывали. В день если 2 раза, то два кубика икры, когда рыба шла"

Галина хочет стать воспитателем детского сада и, отучившись сначала здесь, в Чумикане, а затем и в Хабаровске, вернуться в родное село. На севере жить хоть и трудно, но люди привыкли. Например, к наличию дорожных знаков и при этом практически полному отсутствию автомобильных дорог. Летом добраться из райцентра можно лишь до двух населенных пунктов. По остальным направлениям не проходят даже внедорожники. Ощущения в пути напоминают экстримальный аттракцион.

Константин Шатилов, житель с. Чумикан

"Гм, дорог здесь нет, здесь одно направление. Есть, где проехать, машина идет. Урал, КамАЗ, вот и получается дорога"

Не удивительно, что каждый водитель здесь сразу еще и автомеханик. Мастерских нет, а машины каждую неделю встают на ремонт. Лишь в крайних случаях запчасти заказывают в городе. Очень дорогие, учитывая стоимость доставки. В основном люди меняются деталями между собой. Анатолий Логачев возит грузы из Амурской области и Хабаровска. Зимой. Говорит, дорогу по тайге водители пробивают самостоятельно.

Анатолий Логачев, водитель

"1200 километров считай. 650 по тайге и остальное на трассу выходишь и там уже пошел. Это на Благовещенск. А здесь, на Хабаровск, бывает пробьемся, а бывает вообще нет дороги"

Село Алгазея. Образовано в 1939 году. Расстояние до районного центра 8 километров. Численность населения около 30 человек.

Маленькая деревня стоит на реке Уда. Которая в районе является основной транспортной артерией. Поэтому каждая семья здесь в первую очередь старается купить не машину, а лодку. Она и довезет, например до Чумиканской районной больницы и прокормит. Мать четырехлетнего Никиты спокойно отпускает сына на воду. Этот год первый, когда он всерьез помогает отцу и на рыбалке и на охоте. На Севере, где большие трудности с работой, такое образование считается высшим.

Валентин Кулеца, житель с. Алгазея

"Научился чему уже он? Что он может, уток щипать, только рыбу еще не обдирал ни разу, ой вон лодка уплывает, пойду в лодку"

Село Тугур. Образовано в 1653 году. Расстояние до районного центра 155 километров. Численность населения около 400 человек.

Самый труднодоступный населенный пункт. Куда не доберешься даже на лодке. Только два раза в месяц сюда летают вертолеты из Николаевска-на-Амуре, с остановкой в Чумикане. Сегодня - редкий случай - на борту врач-педиатр из районной больницы. Везет медикаменты в местную амбулаторию. Жители уже заранее собираются с детьми у дверей. Чтобы попасть на прием.

"Машенька, а когда появилась вот эта штучка, желтенькая на головочке? Да это с рождения как бы. С рождения и вы ничего не делаете? Нет, почему, я ее убираю"

Врачи лишь наездами. Постоянно в амбулатории только медсестры. Рассказывают - уже не раз бывало такое: экстренный пациент, вызов борта санавиации, который не прилетает из-за плохих погодных условий. Приходилось консультироваться с хирургами, кардиологами, реаниматологами по телефону, чтобы знать, как помочь.

Валентина Немерич, медсестра ФАП с. Тугур

"А если операцию надо срочно сделать? Операцию то тут мы не можем уже, делаем поддержку и все, ждем до лучших времен, как говорится, когда вертолет прилетит, а так все, роды, уже трое родов мы здесь уже приняли"

Не только медицина. Трудности возникают даже с продуктами. Охотское море. На побережье идет разгрузка большого судна. Трое суток шло из Хабаровска. Моряки по заказу местного магазина, привезли муку, сахар, крупы, растительное масло. На весь год. Торопятся, чтобы успеть сделать еще один рейс. Навигация открыта максимум два-три месяца. Потом, все. Нужно ждать зимы, когда в тайге жители пробьют временные дороги.

Эдуард Тарнаровский, предприниматель

"Зимой есть варианты по зимнику, но возим через Амурскую область продукты питания машинами. Завозить зимником получается в два раза дороже, чем по навигации"

Круглогодично только вертолетом. Завозится "скоропорт". Самый дорогой вариант, который повышает магазинные цены. Пугают они правда только приезжих. Местные покупатели уже давно не удивляются видя десяток яиц за 120 рублей и колбасу стоимостью почти в тысячу. Приемлемо стоят только сахар, мука, хлеб. В этом году из краевого бюджета поступило 4 миллиона рублей. Из этих денег предприниматели получают компенсацию за доставку так называемых социально-значимых продуктов.

Наталья Розевика, продавец

"Сахар у нас стоит 47,30 - это товар субсидированный, 47,30. Рис - 82 рубля, но товар это не субсидированный, транспортные не вошли в рис"

Труднодоступный Тугуро-Чумиканский район вполне оправдывает свой статус. Сюда непросто добраться людям, завести запчасти, стройматериалы, продукты. Здесь даже не тушат леса. Тайга горит неделями, пока пламя не заливает дождем. Только если пожар подойдет близко к селам, туда вылетает лесоохрана. Так же медленно и с большим трудом на север приходят и изменения. К лучшему. Пока речь не идет о прокладке круглогодичных автомобильных дорог. Только об авиасообщении. В краевом правительстве говорят о возможности удлинения и переоснащения взлетно-посадочной полосы в Чумикане. Что позволит самолетам из Хабаровска летать сюда даже в туманах. А не простаивать в аэропорту. Заставляя людей ждать день, два, неделю.

Сергей Воронин, заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края

"Она будет конечно более современная, самая современная, с хорошим аэронавигационным обслуживанием, с новой техникой и, безусловно, тогда уже возможности полетов, они будут значительно выше против того, что мы имеем сегодня"

Планы до 2018 года. В том числе построить новый аэровокзал в Чумикане. И пустить сюда лайнеры L-410, комфортные, вместимостью до 19 человек. Правда одного краевые транспортники пока не могут пообещать - снижения цен на билеты и развития авиасообщения внутри района. Но те, кто родился и вырос на Севере говорят, что умеют ждать.

 

Татьяна Баснина