наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

14 апреля 2017, 16:17 / Вести-Хабаровск

Реставрация картины "Насыщение хлебами"

 

 

Реставратор Елена Евстратова как военно-полевой хирург. Осматривает полотно, покрытое следами от ран. Написанное в 16 веке мастером из Феррары известным под именем Гарофало, в Россию оно попало во время наполеоновских войн. В Хабаровск его привезли из Эрмитажа в 1931 году.

В конце нулевых картине удалось побывать на родине во время масштабной выставки к пятисотлетию художника. На обратном пути задержалось в Санкт-Петербурге. Его прибытия из северной столицы ждали так долго, что уже и не надеялись увидеть - музейщики были уверены, что сотрудники Эрмитажа решили оставить "Насыщение" у себя.

Анастасия Бащенко, специалист по связям с общественностью ДВХМ

 - В силу сложностей с транспортировкой картина в течение полугода не могла быть отправлена назад в Хабаровск. Конечно, полгода достаточно долгий срок. Это повлекло переговоры, переписку.

Возвращение в Хабаровск стало настоящим событием. Но злоключения картины не прошли бесследно.

У престарелого шедевра заныли старые раны. Чтобы их вылечить необходимы средства, которыми ДВХМ не располагает.

Валентина Запорожская, директор ДВХМ

 - За три месяца обращения нашего музея к обществу, к хабаровчанам не принесло положительных результатов, и только лишь одна женщина-пенсионерка по фамилии Асламова принесла нам одну тысячу рублей.

Этого конечно не хватит, чтобы завершить начатое. Два этапа реставрации картина прошла перед поездкой в Италию. Именно тогда и выяснилось, что первоначальная живопись прячется под слоями позднейших подновлений.

Елена Евстратова, заведующая реставрационной мастерской ДВХМ

 - На одной из центральных фигур тут вот даже видно на лаковом покрытии вот такие вставки - это вот уже записи поздние по темному лаку. Это конечно же нужно снимать. И только в ультрафиолете.

Но вылечить полотно не удается. И не только из-за нехватки средств. Картина, которая несколько раз преодолевала десятки тысяч километров не может попасть в помещение на расстоянии нескольких шагов.

Надежда Курилина

 - Реставрировать многострадальное полотно Гарофало именно сейчас не представляется возможным еще и потому, что картина, размеры которой три на два с половиной метра просто не войдет в дверной проем реставрационной мастерской.

Здание музея - федеральная собственность. Любая перепланировка требует процедуры согласования, которая может длиться годами. А между тем, знаменитое полотно будет медленно умирать на глазах посетителей.

 

Надежда Курилина