наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

21 декабря, 21:07 / Вести-Хабаровск

Изобретение на КнААЗ

 

 

Людмила Смирнова, корреспондент

 - Это завод имени Гагарина, Комсомольск-на-Амуре. Ежедневно десятки цехов производят детали и собирают одни из лучших военных и гражданских самолетов в мире. И это не просто сборка по готовому чертежу: прежде чем подняться в небо, стальная птица проходит настоящий, почти биологический, процесс эволюции.

Усилием, тысячекратно превышающим человеческое, этот станок создает причудливые изгибы труб, формируя кровеносную систему будущего истребителя Су-35. Еще недавно детали такой сложности собирали из множества коротких отрезков, посредством сварки.

Константин Васильев, оператор станков с программным управлением

 - Не всегда сварка помогает – остаются точки, а точка может стать фатальной. Тем более в таком деле, мы строим самолеты. А это – жизни людей!

Технологию цельнотянутых трубопроводов уже используют в производстве истребителя Су-35, перспективного комплекса пятого поколения Т-50 и частей для гражданских лайнеров "Суперджет 100". Ее разработал молодой ученый, заводчанин Иван Кремза. Ранее ничего подобного в авиации не применяли.

 - Девять осей, каждая ось регулируется, можно контролировать усилия, давление.

Это незаметный, казалось бы, внешне, но ощутимый эволюционный скачок в плане экономики и надежности российских самолетов. Разработку поддержали в КБ Сухого и национальном институте авиационных технологий, и уже внедрили на производстве.

Иван Кремза, заместитель главного технолога – начальник отдела штамповочно-заготовительных работ

 - Показывать свои наработки, свои идеи, внедрять их в производство, и получать от этого и моральное удовлетворение – что вот сейчас на самолетах наша технология применяется, но и какое-то материальное поощрение, не без этого – я считаю, что это очень важно.

Модернизация оборонных предприятий проводится как за счет средств самих заводов, так и с помощью федеральных целевых программ, где науке отведена особая роль. Внедрение изобретений, как бы странно это ни звучало, "поставлено на поток".

Станислав Бабаков, начальник управления инвестиций и развития

 - Проектов таких много, и механообрабатывающее производство, агрегатно-сборочное – автоматические клепальные станки склейка везде, за каждым процессом стоит человек, инициатор этого дела.

Именно благодаря новаторской работе, совсем недавно на заводе-гиганте переоборудовали и этот цех – в огромных ваннах трубопроводные системы самолета проходят завершающую стадию подготовки - травление, обезжиривание, кислотное осветление. Опасные химические процессы теперь протекают автоматически, в закрытых резервуарах – и уже готовые элементы конструкции поступают на следующий этап, где становятся частью будущего самолета.

 

Людмила Смирнова