наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

08 ноября 2016, 11:29 / Вести-Хабаровск

Специальный репортаж. Черное золото. Дальневосточная версия

 

 

Ульчский район

Такие гиганты в заливе Чихачева у Де-Кастри уже не гости. Танкеры, их всего пять, специально строились под этот проект. Особенность - носовой способ погрузки - не типичный для подобных терминалов. В нескольких километрах активная работа. Небольшое судно у причала и специалисты на нем - картина, которую возможно запечатлеть лишь на подготовительном этапе. Как только танкер приблизится, процесс доверят компьютеру.

Виталий Рутвин, операционный менеджер морских операций нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри

 - Мы можем дистанционно управлять ВТП, активируя лебедки, подачу шланга, активируя подачу трапа, т.е. без участия людей можем управлять.

Система управления расположена на борту ледокольного буксира. Именно этому сравнительно небольшому судну доверено швартовать, подстраховывать, а зимой и проводить через застывший залив танкеры, которые - вместе с подводной частью - высотой с девятиэтажный дом. "Полар Певек" в паре с такой махиной в этом морском танце ведет.

Вадим Подобрей, капитан ледокольного буксира "Полар Певек"

 - Наше судно довольно мощное. Ему хватает мощности для обеспечения безопасной швартовки. Это не проблема для нас.

 - Что вы чувствуете, когда такую махину ворочаете?

 - Уверенность! Уверенность чувствую.

Уверенность пришла не сразу. Мировой опыт, конечно, был учтен, но основные нюансы приходилось изучать на месте. Виталий Рутвин был одним из тех, кто принял здесь первый танкер.

Виталий Рутвин, операционный менеджер морских операций нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри

 - Сюда подошел танкер намного раньше чем мы начали отгрузки с которым мы играли как с игрушкой. Отрабатывали его подходы, отходы. Как он будет маневрировать. Как его управляемость.

Отрабатывали и аварийные сценарии. На борту несколько сотен метров заграждения. В случае необходимости судно из швартующего перейдет в разряд спасательного.

Анна Кальчук, корреспондент

 - Острова в заливе - особая зона, место обитания краснокнижных представителей. Поэтому в случае попадания нефти в море главной задачей этого буксира станет их защита.

Прежде чем получить хоть и временную, но все же прописку в Хабаровском крае, нефть проходит не малый путь. С сахалинских месторождений - Чайво, Одопту и Аркутун-Даги она поступает в береговой комплекс подготовки. На Сахалине нет подходящих для приема танкеров глубоководных портов, поэтому нефть начинает путь, длиной более 200-сот километров. Пересекая остров и пролив Невельского, черное золото достигает материка в Ульчском районе.

Анатолий Величко, начальник нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри

 - В среднем сюда приходит порядка 40 тысяч тонн нефти. В день. Если считать в паровозах, то это будет 2 с лишним километра. Мы пытались как-то прикинуть. Длинный паровоз.

Транзитным пунктом для такого дорогостоящего состава десять лет назад и стал Де-Кастри. Нефтеотгрузочный терминал возвели на полуострове недалеко от поселка. Два хранилища на его территории - особые объекты на пути нефти.

Вадим Слепец, руководитель отдела эксплуатации нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри

 - Напрямую попадает в эти резервуары. Каждая емкость по 100 тысяч тонн.

Поддержание 15-градусной температуры и непрерывная циркуляция - главные условия для сохранения качества. За ним, кстати, следят здесь же. Вот оно - черное золото России - дальневосточная версия. Инженер Людмила Еремич демонстрирует сахалинскую нефть марки "Сокол", говоря о ней исключительно как о чём-то одушевленном.

Людмила Еремич, инженер-лаборант

 - В отличие от других нефтей, она такая живая, легкая, подвижная. Такое чувство, что она живет своей жизнью, когда её берешь.

Небольшая плотность, маленький объем содержания воды, солей и парафинов - показатели, которые делают переработку более быстрой и менее затратной. Именно поэтому уроженку Дальнего Востока знают во всем мире. А каждый ее шаг на хабаровской земле и даже под ней отслеживают в этом зале. Информационный центр - сердце терминала. Работа максимально автоматизирована, поэтому в штатном режиме здесь достаточно одного специалиста. Оператор Павел Степанский следит за скоростью движения и объемом нефти.

Павел Степанский, оператор нефтеотгрузочного терминала Де-Кастри

 - Зависит безаварийная работа терминала. Это самое главное. Основное. Т.е. постоянный контроль. От входа нефти до поступления на танкеры.

Работа всех механизмом, а их несколько десятков, на этих экранах. Здесь же дают старт нефтяному потоку, который со скоростью 10 километров в час идет по стальному лабиринту.

Анна Кальчук, корреспондент

 - Это, пожалуй, одно из самых важных звеньев цепочки. Из резервуаров нефть попадает в насосную станцию. А после, уже берет прямой курс к потребителю. Именно в этом месте трубопровод уходит к морю.

И снова под воду. По дну залива Чихачева поток идет к тому самому, единственному в мире, причалу. Который, кстати, тезка сахалинской нефти. За 10 лет по этому пути в страны Азии прошло 100 миллионов тонн. И каждая из них - из-за месторасположения терминала - принесла в бюджет района миллионные налоги. А сопровождают нефть, проверяют ее и следят за отгрузкой ежедневно всего 140 человек. Специалисты со всей страны, которые смогли пройти колоссальный конкурс.

 - Это особенное место. Это особенные люди. Это особенная команда.

 

Анна Кальчук