наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

25 февраля, 12:18 / Вести-Хабаровск

Город президентского внимания. Комсомольск-на-Амуре

 

 

С момента заявления Президента Владимира Путина о том, что Комсомольск-на-Амуре должен стать промышленным центром Дальнего Востока прошло всего несколько месяцев, но события развиваются стремительно.

Практически еженедельно город Юности попадает в сводки информационных агентств. И вот только некоторые темы.

На площадке ТОСЭР "Комсомольск" модернизируют рыбоперерабатывающий завод. На пятьдесят мест. Пока в день там обрабатывают полторы тонны биоресурсов, в перспективе в разы больше. Рыбу засаливают, маринуют, коптят. На отечественном оборудовании, в том числе и по собственной запатентованной технологии.

В город Юности едут рабочие специалисты со всей страны. Хорошие условия им предлагают на судостроительном и авиационном заводах. По федеральной программе "Повышение мобильности трудовых ресурсов". На каждого выделяется 225 тысяч рублей. Они идут на перевоз вещей, аренду жилья, выплату "подъемных" и другое. Программа рассчитана на три года.

Кстати, на Амурском судостроительном заводе в январе начали собирать третий корвет. С применением легких металлов и композитных панелей - это собственные инновации АСЗ. Здесь за последние три года более, чем на треть увеличили штат специалистов до 4,5 тысяч человек. Завод также полностью отказался от привлечения к производству сторонних организаций. Закладка четвертого корвета планируется на лето 2016 года.

На площадке ТОСЭР уже модернизируют рыбоперерабатывающий завод. Пусть и небольшого, всего на пятьдесят мест. В день он перерабатывает полторы тонны биоресурсов. Рыбу засаливают, маринуют, коптят. Причем, на новом отечественном оборудовании. На заводе применяют и собственные разработки для вялки. Их уже запатентовали. Специалисты рассказывают, что необходимая температура создает правильные условия для этого процесса и даже ускоряет его. За пять лет на модернизацию предприятия планируют вложить 93 миллиона рублей, рассчитывают и на инвесторов.

Город Юности стал центром внимания для жителей страны с рабочими специальностями. Сейчас на судостроительный и авиационный заводы стремятся попасть люди из разных регионов, в том числе из Крыма. Им предлагают хорошие условия по федеральной программе "Повышение мобильности трудовых ресурсов". На каждого специалиста дополнительно выделяется 225 тысяч рублей. Как правило, эти средства идут на перевоз вещей, аренду жилья, выплату "подъемных". Программа запланирована на три года. За это время АСЗ и КнААЗ в общей сложности планируют привлечь около трехсот специалистов. Разработаны дополнительные механизмы поддержки приезжих, чтобы по истечении срока договора, они остались в городе.

Кстати, на Амурском судостроительном заводе в январе начали собирать третий корвет, который будет носить имя Героя России Алдара Цыденжапова. Также как на втором, в его производстве применяются легкие металлы и композитные панели, которые разрабатываются на АСЗ. Здесь за последние три года более, чем на треть увеличили штат сотрудников, и теперь на предприятии работает около 4,5 тысяч человек. В этом году завод полностью отказался от привлечения к производству сторонних организаций. Закладка четвертого корвета планируется на лето 2016 года.

Говорят, театр начинается с вешалки, а город с воздушных ворот. Жители Комсомольска-на-Амуре могут и вовсе остаться без них. На минутку - 260 тысяч человек, будут вынуждены добираться, к примеру, в столицу на перекладных. Или представьте такое незавидное начало отпуска, когда собираетесь в Крым или Сочи. Сначала шесть часов до Хабаровска на автобусе, потом еще восемь в самолете, затем ожидание в аэропорту... и последний рывок длиной в 2-3 часа. Дорога может занять почти сутки.

Поэтому гораздо проще лететь прямым рейсом. Мы отправились в город Юности, чтобы узнать какого состояние воздушной гавани сегодня, и действительно ли её могут закрыть?

Аэропорт города Юности оживает. По крайней мере, каждый понедельник и четверг в Москву отсюда улетает около восьмидесяти человек. Эти столичные студенты из дома добираются не через Хабаровск, а исключительно рейсом Москва-Братск-Комсомольск.

Елена Гинтова, студентка

 - Я пользовалась с 2012 года прямыми рейсами Москва - Комсомольск. Это удобнее однозначно. Приемлемо. Это было нормально. Курочка нормальная была, но телевизора там не было. А по цене - это надо у мамы спросить. Но, по-моему, приемлемо. Раньше не было рейсов до Комсомольска, и летали через Хабаровск.

Рейс до Москвы и обратно теперь круглогодичный. В его востребованности перевозчика убедило руководство аэропорта.

Леонид Гамей, врио генерального директора АО "Комсомольский-на-Амуре аэропорт"

 - С лета четыре раза в неделю будут выполняться в Москву. Не как сегодня до Братска, а прямые. На 757-ом. Рейсы очень востребованные и то лето показало, что загрузка была очень хорошей.

Также воздушные ворота города Юности по понедельникам и четвергам открываются для рейса Хабаровск - Николаевск-на-Амуре. Вот, в общем-то, и вся загрузка. А ведь еще в 1989 году он встречал-провожал по 37 самолетов в день. В год пассажирооборот составлял 356 тысяч человек. 14 тысяч взлетов-посадок! Сейчас в 23 раза меньше.

Руководство аэропорта сегодня борется за каждый рейс. Возможно открытие направления на Новосибирск и Южно-Сахалинск, но переговоры с авиакомпаниями результатов не дают уже несколько лет. Помогают держаться на плаву грузоперевозки в отдаленные северные районы.

Юлия Карагод, и.о. начальника службы организации перевозок АО "Комсомольский-на-Амуре аэропорт"

 - За январь прошлого года мы перевезли 110 тонн груза, а за январь 2016 - 210. Уже заметные цифры. Нас радует, что у нас рядом воинские части - у нас по ВПД самолеты летают полные. Все полностью 220 человек. Зимние немного поменьше.

Воздушная гавань в подвешенном состоянии. Не только из-за отсутствия рейсов. Аэропорт может опустеть на три года, персонал уйти, а экипажи лайнеров забыть сюда дорогу. Из-за реконструкции взлетно-посадочной полосы. Такие планы у Минобороны, эскадрильи которого также базируются здесь.

Леонид Гамей, врио генерального директора АО "Комсомольский-на-Амуре аэропорт"

 - Во-первых, реконструкция сколько будет идти неизвестно. Это, скорее всего больше года. Личный состав в аэропорту - платить ему будет нечем - его необходимо будет распускать. И для того, чтобы возобновить полеты необходимо будет опять проходить обучение и сертификацию, и всё остальное.

И самое главное, когда пассажир уйдет, возникнет необходимость вновь доказывать крупным перевозчикам востребованность этих авиарейсов. А 260 тысяч жителей города Юности лишатся возможности пользоваться воздушным транспортом.

Росавиация предлагала поэтапную реконструкцию (как это было в Приморье) и даже укладку второй полосы, однако Минобороны отклонило идеи. И предложило перенос аэропорта на аэродром Дземги. Однако, это невозможно. Нет элементарной стоянки, оборудования, необходимой сертификации. Вопрос остался открытым.

Как же так? Воздушные ворота города, который вот-вот получит второе дыхание, могут быть закрыты на три года? Это решение идет в разрез планам комплексного развития Комсомольска-на-Амуре. Решается ли эта проблема сейчас, мы узнали у представителя Минтранса Правительства Хабаровского края.

Дмитрий Кирсанов, и.о. заместителя министра промышленности и транспорта Хабаровского края

 - Позицию многие согласовали - Минобороны не согласовало. Выбиваем её каждый день. Мы рассчитываем получить позицию Минобороны в ближайшие дни. Через дней 5-6 будет совещание при Трутневе, в котором все неурегулируемые вопросы будут подняты и обозначены и какие-то поручения даны по урегулированию вопроса.

У города Юности богатая история. И она уникальна. Основа Комсомольска-на-Амуре - заводы. В 1934 году первостроители заложили камень в фундамент одного из будущих лидеров мирового авиапрома. Сейчас КнААЗ готовит серию самолетов пятого поколения Т-50, а также выпускает знаменитые Су-35С.

В нашем следующем материале речь пойдет о людях, чья работа венчает труд четырнадцати тысяч заводчан. Мы договорились с одним из них о встрече на режимном предприятии. Это пилот высшей категории, летчик-испытатель первого класса Павел Тараканов.

Самолет в штопоре. Но из него летчики выходят с легкостью. Павел Тараканов выполняет элемент, который не раз оттачивал на земле. За спиной летчика-испытателя Авиационного завода более 1800 часов полетов. Но больше пилот работает не в небе, а в учебном классе.

Павел Тараканов, летчик-испытатель первого класса

Интервью

 -

Григорий Тараканов, сын Павла Тараканова

 - Я тоже хотел бы стать летчиком испытателем, как отец. Физическую форму поддерживаю и моральную.

Гриша Тараканов уверен - продолжит дело отца и деда. Тоже летчика-испытателя. Он разбился во время тренировочных полетов, когда Павлу было всего девять лет. Однако, семейная трагедия не сломила юношу. Он стал мастером своего ремесла. Это про них говорят - высший пилотаж. Испытатели - звучит гордо! Но высокопарность этих слов, не всегда к месту. Особенно там, где тихо и спокойно, уютно и тепло. Дома всегда ждут двое детей и жена, которую встретил и полюбил в городе романтиков.

Елена Тараканова, жена летчика-испытателя Павла Тараканова

 - Напряжение чувствую, но чтобы ему легко работалось, я сама должна быть максимально спокойна, когда я переживаю - он переживает.

Павел Тараканов, летчик-испытатель первого класса

 - Главное понимать, что ты не мастер, что ты не всё знаешь, что к самолету нужно относиться с уважением, что это техника - техника сложная, и сделана она руками людей. Я люблю самолеты, а самолеты любят меня.

Это лишь кусочек мозаики, которую будем складывать, чтобы получилась картина второй Юности города на Амуре. Будем собирать её вместе. До встречи на телеканале "Россия 24".

 

Михаил Дидух