наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

21 декабря 2015, 16:50 / Вести-Хабаровск

Специальный репортаж. Паромная переправа Ванино - Холмск

 

 

поселок Ванино, Ванинский район

Порт Ванино. Второй по грузообороту на Дальнем Востоке. Крупнейший в Хабаровском крае. Сезон навигации здесь не заканчивается никогда. Паромная переправа Ванино - Холмск - стратегически важный объект страны. Единственная грузовая артерия на Сахалин. В случае военного конфликта именно отсюда на остров отправят военную технику.

В мирное время первые пассажиры парома - вагоны. Судно "Сахалин" считается железнодорожным, ведь в трюме - рельсы. В последние несколько лет место составов занимают фуры. Парковка проходит в экстремальных условиях.

 - Опыт приходит во время работы, как говорится. Поэтому первый раз, да, страшно. Хотя, бывают моменты, люди даже колёса рвут, резину, именно при выезде. Потому что не видно, всякие присутствуют там железяки, ну, бывает.

Холмск, Сахалинская область

Капитан парома, Александр Мешков, который называет судно железным конем и никак иначе, рассказывает - проблемы не только при загрузке, но и при выгрузке, в Холмске. После двенадцати часов хода летом, и шестнадцати - зимой, можно еще столько же ждать на рейде швартовки.

Александр Мешков, капитан парома "Сахалин-9"

 - Если северо-западные ветра работают, порт закрывается. Он не предназначен. То есть туда зыбкий ветерочек идет, и около причала невозможно обрабатываться. Это сразу же и заход и выход из порта небезопасный, и стоянка у причала.

Причал на берегу Ванино тоже давно пора заменить. Деревянные рамы просто не выдерживают нагрузку.

Геннадий Ляхов, главный инженер Ванинского филиала ФГУП "Росморпорт"

 - Он делался позже, может, в процессе был с браком выполнен. И всё-таки у нас шпунт имеет коррозию, ледовая ситуация здесь тоже, паромы швартуются без буксиров.

Все эти факторы говорят, что всему комплексу "Ванино – Холмск" - и береговым сооружениям, и паромам, необходима реконструкция. Переправа начала свою работу в семьдесят третьем году, капитального ремонта тут не было никогда.

Леонид Теребиж, директор Ванинского филиала ФГУП "Росморпорт"

 - Паромному комплексу уже более сорока лет. За это время были перевезены миллионы тонн грузов, миллионы пассажиров, за это время успели состариться сами суда.

Решение связать остров с материком железной дорогой приняли советские власти в пятидесятом году прошлого века. Тоннель под Татарским проливом строили заключенные ГУЛАГа. К пятьдесят третьему году сделали несколько шахт, но начать горизонтальную выемку не успели. Сталин умер, а вместе с ним и идея подводной дороги. Водная появилась лишь спустя 20 лет.

Янина Богданова, корреспондент

 - Старожилы Ванино рассказывают - в советские годы по паромам здесь сверяли часы - раз в два часа к причалу швартовалось новое судно. Всего в распоряжении переправы их было десять. Пять из них сейчас списали, шестое продано Украине и работает на черном море.

Недавно списали и седьмое. Таким образом, на линии теперь - всего три перевозчика. Морское инженерное бюро разработало проект новых паромов. Они могут вмещать 150 человек против ста на судах типа – "Сахалин". Среди помещений для отдыха пассажиров предусмотрены - тренажерный зал, ресторан, сауна и бассейн, невиданная доселе роскошь. Но под новый паром придётся менять причал.

Геннадий Ляхов, главный инженер Ванинского филиала ФГУП "Росморпорт"

 - Для нового парома будет дноуглубление до полутора метров, в отличие от старых, еще существующих. В пределах двадцати тысяч кубов грунта будет изъято.

Главная проблема - новый паром - ассиметричный. И дноуглубление - лишь верхушка айсберга перемен. Инженеры Росморпорта сетуют - разработкой судна и причального комплекса должен заниматься один проектный институт. Его поиски начались еще в 2008 году, когда реконструкцию

переправы внесли в федеральную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Но амбициозный подрядчик появился только сейчас - спустя семь лет. Это компания из Владивостока. По плану властей, к началу работ на берегах - материка и острова, должны приступить уже в восемнадцатом году.

 

Янина Богданова