наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

11 сентября, 12:22 / Вести-Хабаровск

Вести: Интеллект. Евро-5

 

Итак, с 1 января 2016 года Россия переходит на стандарт топлива Евро-5. Эти изменения произойдут согласно техническому регламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". На практике это значит, что в нашей стране прекращается производство и оборот моторного топлива предыдущего экологического стандарта Евро-4.

В Хабаровском крае нефтепереработчики уже исполнили поручение правительства. На всех заправках "Роснефти" сегодня уже есть топливо Евро-5.      

Стандарты Евро возникли не случайно. Еще не так давно проблема загрязнения воздуха в крупных городах и обочин автомагистралей оксидами тяжелых металлов была одной из самых острых экологических проблем в стране. Несколько лет назад Россия присоединилась к Женевской конвенции, которая регламентирует нормы выброса вредных веществ в атмосферу.

Вообще же ЕВРО - это Европейские стандарты, ограничивающие влияние автомобилей на экологию. Они задают допустимый предел вредных выбросов в атмосферу. Другими словами это специальный код - условное обозначение для экологического класса топлива. Нормы ЕВРО регламентируют содержание в выхлопе автомобилей углеводородов, оксидов азота, угарного газа и твердых частиц. Различаются нормы для дизельных и бензиновых моторов, а также для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.

Первый экологический стандарт Евро-1 был принят в Евросоюзе в 1992 году и начал действовать с 93-го. В 1995 году в США, Европе и Японии был введен Евро-2. Он еще сильнее ограничил ограничил нормы выброса оксида углерода почти втрое. В Россию понятие ЕВРО пришло лишь десять лет спустя – до этого момента в стране не было ни качественного горючего, ни современных систем впрыска топлива, без которых выполнить Евро-2 было невозможно.

В дальнейшем в 1999 году, нормы вновь изменились. И нефтепереботчики перешли на производство топлива Евро-3. Они предполагали снижение уровня выбросов еще на 30-40%, а для бензиновых двигателей появилась норма на максимально количество углеводородов в выхлопе. В России эти стандарты заработали с 1 января 2008 года.

Евро-4 начал действовать в мире в 2005 году, сделав выхлопы чище еще на 65-70%. Россия приняла эти требования 1 января 2013 года.

В 2009 году Евросоюз ввел в действие Евро-5, который существенно сократил количество вредных веществ в выхлопных газах и ввел нормы на летучие органические вещества для бензиновых двигателей.

Таким образом, с начала девяностых годов прошлого века объемы выбросов твердых частиц, например, дизельными двигателями сократились на 99%, а количество оксида азота уменьшилось на 98%.

Моторные топлива стандарта "Евро-5" обеспечивают наиболее "чистый выхлоп" двигателей, сводя к минимуму содержание в отработанных газах и содержание оксидов серы. Кстати если посмотреть на эволюцию стандарта Евро, то можно отметить, что в Евро-5 содержание серы достигло минимальных показателей. И это несомненный плюс не только для экологии, но и для автомобилей. Дело в том, что сера, входящая в состав топлива, при сгорании взаимодействует с кислородом воздуха - окисляется. Возникшие оксиды с водяными парами образуют серную и сернистую кислоты, а это не лучшая среда для металлических деталей двигателя. Кроме деталей двигателя кислота разрушает все металлические поверхности и портит катализаторы.

Кстати в Хабаровском крае один из крупнейших производителей топлива - Комсомольский нефтеперерабатывающий завод - раньше сроков, определенных законом, перешёл на выпуск топлива высшего экологического стандарта. Что позволило опередить сроки, установленные правительством, и как пришлось усовершенствовать производство, об этом нам рассказали специалисты предприятия.

Комсомольск-на-Амуре

Хабаровские водители уже могут оценить качество Евро-5. На всех АЗС "Роснефти" сегодня заправляются топливом повышенного экологического класса. Крупнейший нефтеперерабатывающий завод Дальневосточного региона - Комсомольский НПЗ - полностью перешел на новый стандарт в производстве автомобильных бензинов.

Чтобы начать производство топлива Евро-5 предприятие прошло через комплексную модернизацию. В рамках большой программы, которая заняла не один год, были реконструированы действующие установки, а также введены в эксплуатацию новые объекты. Блок предварительного фракционирования бензина - важное звено в схеме производства топлива, соответствующего пятому экологическому классу.

Нина Ефимова, корреспондент

 - Эта установка позволила перейти предприятию на производство топлива Евро-5. Работа именно блока позволяет снизить содержание бензола уже в товарном топливе.

По стандарту Евро-5, его содержание не должно превышать 1%, а ароматических соединений должно быть не больше 35%. Последнее на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе достигается за счёт смешения высокооктанового компонента автомобильных бензинов, получаемого на установке каталитического риформинга и высокооктанового компонента, не содержащего ароматических соединений, получаемого на блоке низкотемпературной изомеризации.

Егор Федулов, ведущий инженер-технолог ООО "РН-Комсомольский НПЗ"

 - Прямогонный бензин направляется на слой катализатора, который находится в реакторах. На данном катализаторе при определенной температуре происходит изменение химического состава бензина.

Повышенное внимание на производстве уделяют качеству топлива. Пробы для проверки качества компонентов, а также товарной продукции отбираются круглосуточно и анализируются в Центральной лаборатории предприятия. Она оснащена уникальной для Хабаровского края высокоточной аппаратурой. В числе прочего здесь проверяют соответствие дизельного топлива нормам технического регламента. Один из главных показателей - содержание серы.

Татьяна Баданина, инженер-лаборант хроматографической группы ООО "РН-Комсомольский НПЗ"

 - Норма должна быть не больше десяти, проводим соответствующие испытания и наглядно в этом убеждаемся, наш бензин соответствует всем показателям качества.

Ну а покидает территорию завода топливо только с паспортом качества и сертификатом соответствия. Увидеть эти документы может любой водитель на всех без исключения заправках нефтяной компании "Роснефть".

В 2014 году Комсомольский НПЗ достиг максимального объема переработки нефти – 7,6 млн. тонн, что на 6,26% выше показателя 2013 года.

На сегодняшний день Комсомольский НПЗ выпускает в соответствии со стандартом "Евро-5" бензины - АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизельное топливо марок "зимнее" и "летнее".

Комсомольский НПЗ - крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие Дальнего Востока. Всего завод обладает возможностью производства более восемнадцати видов продукции, включая авиакеросин, нафту и маловязкое судовое топливо, мазуты, сжиженный газ, кокс, серу. География поставок обширная. Нефтепродукты отправляются ближайшим дальневосточным соседям - в Приморский, Камчатский край, Амурскую, Сахалинскую, Магаданскую, Еврейскую автономную области. А также идут на экспорт в страны Юго-Восточной Азии.

Но не только улучшенные характеристики выгодно отличают топливо стандарта Евро-5 от своих предшественников. Специалисты уверяют, что и автомобилисты почувствуют разницу. Какие плюсы могут отметить для себя водители, об этом мы спросили начальника управления по производству предприятия, Кирилла Карбовского. А заодно узнали - как на практике обеспечивается полный контроль за производством нефтепродуктов.

Кирилл Карбовский, начальник управления по производству ООО "РН-Комсомольский НПЗ"

Интервью

 - Кирилл Алексеевич, вопрос экологичности топлива стандарта Евро-5 безусловно важен. Но если говорить о потребителях. Почувствуют ли они разницу, когда будут заправляться топливом стандарта Евро-5?

 - Да. Топливо Евро-5 позволяет повысить мощность автомобиля, улучшить приемистость двигателя. Также обеспечить снижение объёма топлива при эксплуатации.

 - Любое крупное производство, конечно же, предполагает серьёзный контроль качества. Как он выполняется?

 - Контроль качества осуществляется в несколько этапов. Начинается с определения качества компонентов. Дальше определяется на этапе промежуточного смешения. И уже окончательно паспортизируется продукция в товарном парке.

 - Занимается этим специальная служба контроля качества на базе нашего предприятия. Они проводят все необходимые отборы проб и соответственно их анализ уже - соответствие показателям, которые определены ГОСТами на каждый вид продукции.

 - Этот контроль круглосуточный?

 - Лаборатория работает в круглосуточном режиме. Производство непрерывное. В любое время суток нужно определить качество производимых компонентов и своевременно принимать меры к его исправлению, если допускаются несоответствия.

 - Для всех ли машин подходит Евро-5?

 - Подходит для всех машин. Разные автомобили были произведены под разные экологические классы. От модели двигателя автомобиля зависит содержание вредных веществ в выхлопах. Но топливо Евро-5 позволяет сократить содержание вредных веществ в выхлопе любых автомобилей.

Впрочем, на этом забота об экологии не заканчивается. Самый новаторский из всех экостандартов – Евро-6. Сроки введения его на территории нашей страны пока не регламентированы, но некоторые местные автопроизводители утверждают, что уже готовы к ужесточению экологических требований. Так что будем следить за изменениями.

Оставайтесь с нами, на телеканале "Россия 24".

 

Нина Ефимова