наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

03 июля 2015, 15:18 / Вести-Хабаровск

Вести: Интеллект. Строительство и ремонт автомобильных дорог

 

Строительство и ремонт дорог - сегодня важное направление для Хабаровского края. Помимо того, что дорожное полотно постоянно обновляется, в регионе продолжают прокладывать новые направления. Один из самых крупных проектов - "Лидога – Ванино" - приоритетный для края маршрут, который свяжет его с морем. Среди таких же значимых - "Селихино – Николаевск-на-Амуре", "Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын". Простор для применения новых технологий широчайший!

 

Среди тех, что уже сегодня в работе. Это, конечно же, в первую очередь габионы - объёмные изделия различной формы сетки с шестиугольными ячейками. Материал кручёная проволока. Технологию используют при возведении опорных стен и укреплении откосов. При строительстве мостов на трассе Лидога – Ванино хорошо показал себя сталефибробетон - это смесь специального состава и стального волокна, позволяет сократить время строительства и увеличить межремонтные сроки в два раза. Также на проезжей части применяют светоотражающие элементы - в том числе на пешеходных переходах и специальные дорожные знаки. Не обошли стороной высокие технологии и дорожное полотно. При строительстве дорог используют модифицированные битумы. Они увеличивают эластичность покрытия и стойкости к трещинам. Благодаря этому повышается срок службы дорожного полотна.

Ну и конечно инженеры всего мира год от года работают над тем, чтобы непосредственно дорожное полотно становилось всё прочнее и служило как можно дольше. Асфальт как материал известен уже десятки лет. Кстати, это был первый нефтепродукт, с которым познакомился человек.

В переводе с греческого слово означает "горная смола". В его состав входят битумы и минералы: песок и гравий. Добывать и применять асфальт научились еще в Древнем мире. Вавилоняне, египтяне и ассирийцы покрывали асфальтом стены домов и других сооружений, а также прокладывали дороги.

В 1832 - 1835 гг. в Париже были выполнены первые работы по мощению городских улиц и тротуаров асфальтом. Далее, в 1835–1840-м, пришла очередь Лондона, Вены, Лиона, Филадельфии и некоторых других городов. В Российской империи первый опыт использования асфальта был реализован в 1839 году, когда в Санкт-Петербурге им были покрыты почти сто метров тротуара полутораметровой ширины около Тучкова моста.

Как вы понимаете, асфальт бывает, как искусственный, так и природный.

Редкие месторождения высококачественного материала – нефтяные озера – находятся в Северной Америке, на территории бывшего СССР и Европы. Крупнейшее "асфальтовое" озеро расположилось в зоне Карибского бассейна, на острове Тринидад. Образование столь необычных водоемов связано с выходом на поверхность залежей нефти. Процесс ее очистки до нынешнего состояния протекал тысячелетиями. Тринидатское озеро Пич имеет среднюю глубину порядка 30 м, максимальную – 75 м. Сегодня этот район окружен добывающими предприятиями. Высокие темпы их работы привели к неутешительным прогнозам ученых. Они утверждают, что добыча асфальта здесь продлится не более четырехсот лет.

Натуральный асфальт отличается высоким содержанием битума – от 60% до 75%. В искусственном их гораздо меньше. Тем не менее, именно последний применяется гораздо чаще. Причем современные технологии не стоят на месте и продолжают развиваться. Это касается и компонентов материала, и методов укладки асфальта. В список плюсов давно добавлена способность выдерживать большую жару и сильные холода, не боясь перепадов температур. А в Хабаровском крае недавно появился даже мобильный асфальтобетонный завод, до некоторых пор единственный в стране. Как он работает, увидел Даниил Маевский.

Качество новых дорог напрямую зависит от технологии строительства. В этом уверенны те, кто сейчас реконструируют один из участков федеральной трассы "Уссури". Чтобы асфальтобетонное покрытие служило долгие годы, в первую очередь для него необходимо подготовить максимально ровное основание. Для этого строители используют систему 3D-нивелирования. Грейдеристу Сергею Светлакову выводить слой без погрешностей помогает отечественная спутниковая система ГЛОНАСС. Ей теперь оснащают всю современную строительную технику.

Сергей Светлаков, машинист грейдера

 - Так он все показывает, сколько сыпать, показывает, если бугор, показывает что вырезать надо - это все сам делает. Если сыпать – подогнали, подсыпали, если резать – срезали. Более чтоб точнее было, качественнее и ровнее.

Не обошлось без инноваций и на производстве дорожной одежды. Этот мобильный асфальтобетонный завод американского производства. До не давнего времени единственный в России. В отличие от классических цикличных - будущее покрытие в нем создается в непрерывном режиме - такая технология позволяет исключить возможность появления брака.

Александр Иванов, оператор асфальтобетонного завода

 - Отсев, фракция, с общей ленты уже сюда всё.

Стоит отметить, что и битум от качества которого, зависит срок службы будущего асфальта, сюда привозят не в цистернах с нефтеперерабатывающего завода как обычно, а в специальных брикетах - с Сибирского НПЗ. Вязкая консистенция, позволяет исключить его многократное нагревание в процессе строительства. А ведь именно от этого ухудшаются свойства сырья.

Гарантию качества своих дорог, подрядчик дает, опираясь на опыт, накопленный в суровом климате Якутии. Где летом может быть +50, а зимой столбик термометра падает уже до -50.

Даже такие условия, не должны влиять на состояние дорожного полотна. Прочность ему также придает многослойная основа со специальными добавками.

Олег Шамрий, начальник участка ООО Объединение "Содействие развития предпринимательства"

 - На данном этапе ... толщина пять сантиметров

Сам же дорожный пирог в итоге будет иметь толщину почти 30 сантиметров. Такая технология позволяет строить качественные региональные трассы. При этом, как говорят подрядчики, о ежегодном ямочном ремонте, можно смело забыть. Вкладывать средства придется уже только в новые проекты.

Алексей Альбертовский, заместитель директора ФКУ ДСД "Дальний Восток"

 - Более 500 километров планируется ввести с сегодняшнего момента до 2020 года на данные цели. Федеральной целевой программой предусмотрено более 50 миллиардов рублей.

Сейчас работы на этом участке трассы идут полным ходом, останавливаясь лишь на время дождя. Подрядчик надеется сделать подарок автолюбителям уже в преддверии сезона отпусков.

Даниил Маевский, корреспондент

 - Ремонт тринадцатого километра участка трассы "Уссури", подрядная организация планирует завершить раньше намеченного срока. Уже к концу этого лета, по словам строителей, новое покрытие должно радовать автолюбителей не менее восьми лет.

Но остановимся на мобильном асфальтобетонном заводе. Для дорожников это уникальный помощник. Если погода позволяет, он способен работать в две смены - 24 часа. Он способен производить до 150 тонн материала в час. Ну а на один километр в среднем требуется 700 тонн. Управляют этим заводом всего два оператора.

"М-60" - не первый объект, где мобильное производство успело себя зарекомендовать. Настоящей проверкой на прочность стала трасса "М-56" — федеральная дорога Невер — Якутск. Завод работал при перепадах температур 100 градусов. От летних +50. До аналогичных минусовых отметок летом.

Срок службы современного асфальтобетонного покрытия, уверяют специалисты, может доходить до пятнадцати лет. Но ведь все мы ежедневно ездим по дорогам и видим, что мало какие участки выдерживают в идеальном состоянии это время. Даже на пару лет не хватает. Что так влияет на покрытие, и какие новые варианты готовы предложить в Хабаровском крае, об этом мы поговорили с представителем управления по технологии и проектированию Хабаровскуправтодора, Михаилом Николаевым.

Михаил Николаев, и.о. начальника управления по технологии и проектированию КГКУ "Хабаровскуправтодор"

Интервью

Смогут ли новые технологии победить климат и другие факторы, а так же разрушить стереотип о российских дорогах? За этим будем следить вместе. Оставайтесь с нами на телеканале "Россия 24".

 

Нина Ефимова