наверх

Интернет-вещание радио ГТРК "Дальневосточная"

29 мая 2015, 16:16 / Вести-Хабаровск

Вести: Интеллект. "Яндекс. Пробки"

 

Большие города сегодня конечно прежде всего связаны с большим движением. Пробки - головная боль не только для мегаполисов, но и для тех поселений, население которых не превышает миллиона человек. И Хабаровск, конечно же, здесь не исключение. Недавно у местных водителей появился постоянный помощник, который работает ежедневно 24 часа в сутки - портал "Яндекс. Пробки".

Это бесплатный сервис (платить нужно только за GPRS-трафик ), который позволяет в режиме онлайн следить за ситуацией на дорогах конкретного города. И оценивает по специальной шкале загруженность улиц.

Онлайн-светофор в Хабаровске появился не так давно. Вообще же история проекта насчитывает уже практически целое десятилетие. Данные о ситуации на дорогах на портале начали собирать ещё в 2006 году. И тогда использовали информацию с камер видеонаблюдения, установленных на основных магистралях Москвы. Сегодня портал работает в 31 городе в нескольких странах - России, Украине, Белоруссии, Казахстане и Турции.

В Хабаровске данный сервис заработали месяц назад. За это время был зарегистрирован максимальный уровень загруженности дорог дальневосточной столицы в 8 баллов. Происходило это три раза. Последний раз 19 мая. По опыту других городов чаще всего максимальные 10 баллов появляются при сильной непогоде, а также перед Новым годом. Так, аналитики отмечают, что если бы Яндекс оценивал ситуацию на дорогах Хабаровска и в предыдущие месяцы, то в декабре прошлого года несколько раз была бы зафиксирована максимальная загруженность в 10 баллов. Самым сложным днём первого квартала 2015 года стало 10 февраля. Тогда уже два дня шёл снег и в вечерний час пик ситуация на дорогах была оценена в 9 баллов.

Решающим фактором для появления "Яндекс. Пробок", стало массовое использование смартфонов с доступом в интернет. Ещё десять лет назад этот сервис и подобные ему, не могли бы существовать, так как технологии были слишком дорогими и потому немассовыми. Сейчас аналитики уверены в полноте и точности данных пробочной картины. Как же создается эта реальность - мы узнали у специалистов. Но встретиться лично с ними не получилось, так как ближайшее представительство компании находится в Новосибирске. Поэтому принцип работы нам объяснили по скайпу.

Леонид Медников, аналитик сервиса "Яндекс. Пробки"

 - Леонид, вы как раз стоите на фоне карты Хабаровска, расскажите, какую информацию мы можем на ней увидеть?

 - На карте - типичная ситуация в утренний час пик. Есть затруднительные участки в сторону центра. Из наиболее заметных - Воронежская, Карла Маркса и Краснореченская. В целом в самом центре на ряде улиц движение затруднено, но это характерно не только для часа пик. Карта позволяет видеть не только текущую скорость, но и статистику, как развивается ситуация в любой день.

 - Как сервис "Яндекс. Пробки" получает данные?

 - Информацию "Яндекс. Пробки" получают от водителей. Для этого ему достаточно лишь запустить GPS-навигатор в своём смартфоне, посмотреть пробки и по ходу движения он получает не только подробную информацию, но и сам участвует в обновлении. Как это происходит. Телефон точно знает местоположение благодаря GPS-навигатору. Эта координата передаётся Яндексу.

 - Каким образом тогда обеспечивается точность.

 - Если бы по городу перемещался лишь один водитель, никакой карты не было бы. Мы бы видели лишь цветной шлейф. Но так как "Яндекс. Пробками" пользуется множество людей - сливается в единую карту. Этот принцип позволил нам выйти на всю Россию, обеспечив точными данными.

Но давайте разберемся в значениях онлайн-светофора. Красный означает, что скорость движения не больше 15 км/ч. Желтый сообщает, что по этому участку можно проехать, но не быстрее, чем 30 км/ч. И зелёный - сигнал говорит, что дорога свободна. Есть ещё тёмно-коричневый цвет - это редкий случай, когда скорость движения ниже 5 км/ч. А также серый. Он означает - перекрытая дорога (например, в дни проведения праздничных мероприятий).

Система оценки пробок проста. Один балл означает, что дороги свободны. До 4 включительно значат, что затруднения местами. 5 - движение плотное, 6 - уже затруднительное. Серьёзным пробкам ставят оценку 7 баллов, многокилометровым - 8. При 9 город стоит. А если на портале ситуацию на дорогах обозначают 10 баллами, это значит, что лучше идти пешком.

Несмотря на такой маленький срок работы, специалисты сервиса уже провели анализ пробок на хабаровских дорогах. В будни пробки начинают расти с 7:00 и достигают пика в 6-7 баллов к 8:45. К 10:00 уровень загруженности падает и держится на отметке около 3 баллов до 17:00, затем начинает резко повышаться. В вечерний час пик, около 18:30, ситуация на дорогах чаще всего оценивается в 5-6 баллов.

В разные дни недели дороги загружены по-разному. Самый тяжёлый день в Хабаровске - вторник. Обычно именно по вторникам наблюдается максимальный за неделю балл пробок в утренний и вечерний часы пик. Ещё один необычный день недели - пятница. Утренний час пик по пятницам проходит чуть легче, чем в другие будни, а вечерний начинается раньше обычного: с 17:30 до 18:00 загруженность примерно на балл выше, чем в другие будни. Вероятно, у многих в пятницу - сокращённый рабочий день.

А вот как же избавить город от пробок? Этот вопрос также требует работы аналитиков. Чтобы машины не толкались на улицах дальневосточной столицы, в Хабаровске принята специальная программа. Она предполагает реконструкцию, ремонт, расширение основных магистралей и строительство принципиально новых. О том, что предстоит сделать, нам рассказала заместитель начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации Хабаровска Наталья Бурцева.

Наталья Бурцева, заместитель начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровск

 - Основная идея программы - максимально создать условия для обходов, позволить транспорту объезжать эти места. Эти обходы позволили бы увести транспорт. Это дальний обход от улицы Даниловского до проспекта 60-летия Октября. И второй - ближний - связывает Тихоокеанскую с Целинной.

Следующее важное направление - капитальный ремонт улиц Волочаевская от Ленина до начала Краснореченской и дальнейший капитальный ремонт последней. Она будет расширяться до шесть полос, будет вся инфраструктура, светофоры.

Из направлений - приведение в нормативное состояние Тихоокеанской от Трёхгорной до Шелеста. Это будет расширение. Отличительная черта - будет построено два пешеходных перехода, подземный - в районе ТОГУ и наземный - в районе Академии экономики и права.

Кстати Хабаровск вошёл в проект "Умный город". Вместе с Москвой, Орлом, Владимиром и Казанью. "Умный город" или "Смарт Сити" - это комплекс наиболее передовых идей в ключевых сферах.

Одна из главных - развитие транспортной системы на базе новых технологий. Смысл и суть идеи в высокотехнологичном подходе к организации городской жизни. Ядро новой конструкции управления - мощная интерактивная система сбора и анализа информации в реальном времени. В Хабаровске опорным технологическим узлом стал Центр космических технологий ТОГУ.

Впрочем, архитекторы уже сейчас мыслят намного шире и предлагают принципиально новые решения для того, чтобы освободить город от пробок. Какие - об этом мы побеседовали с деканом факультета архитектуры и дизайна, профессором Верой Лучковой.

Вера Лучкова, декан факультета архитектуры и дизайна ТОГУ

Интервью

Так что будем вместе следить, за тем, как изменится в ближайшие годы Хабаровск. Оставайтесь с нами, на телеканале "Россия 24".

 

Нина Ефимова